Обряды в Олонхо - Сайт Олонхо
Главная / Вселенная Олонхо / Обряды в Олонхо

ОБРЯ́ДЫ ДЕТОРОЖДЕ́НИЯ. Комплекс обрядов деторождения в олонхо включает циклы, идущие поэтапно: испрошение души-кут ребенка бездетными родителями, роды, послеродовые ритуалы, наделение статусом новорожденного. В эпосе весь комплекс сопровождается песнопениями и магическими действиями. Пение выполняет магическую функцию коммуникации, соединяя и разделяя по вертикали три мира, пребывающих в них видимых и “невидимых” персонажей. Мотив чудесного рождения от престарелых родителей – распространенный мотив в мировом эпосе и сказочном фольклоре. Испрошение души-кут ребенка. Мотив испрашивания детей престарелыми родителями в олонхо связан с архаическими обрядами. Данный обряд моделирует обменные отношения между миром людей-просителей и миром духов, божеств-дарителей души-кут детей. Просителями выступают бездетные родители преклонного возраста (90-летние, 80-летние старики). Их бездетность объясняется отрицательными действиями, совершенными родителями в молодости. Существуют в олонхо и реликтовые мотивы испрошения: 1) Традиционное обращение к шаманам и через жертвоприношение получение души-кут детей в виде изображений птичек; 2) Испрошение детей у духа-дерева “орук мас”, вручается божественная влага “илгэ”, родители съедают ее, рождается мальчик, будущий богатырь. Чудесное рождение детей: а) Рождение детей через хвощ-траву, выросшую на могиле и съеденную будущей матерью. Необычная хвощ-трава в сюжете олонхо “Бэрт Хара” связана с подземным миром мертвых. Здесь видна универсальная идея о круговороте жизни растений, которая включала концепцию “жизни после смерти”. б) Рождение одинокого героя и его воспитание на ветвях мирового дерева Аал Луук Мас – типичный эпический мотив. Это – реликтовый мотив идеи о фитоморфных тотемах-родовых деревьях, сохранившийся в сказках и эпосе якутов. в) Чудесное рождение героя матерью-лошадью в Среднем мире. Спускаясь в Средний мир по воле верхних божеств, мать-лошадь проявляет свою двойную природу: в Верхнем мире она – антропоморфна, в ином Среднем мире – зооморфна, туда она проникает особым способом (в виде кобылицы) при помощи удаганок. Здесь произошло соединение концепции магических шаманских превращений и культа коня у якутов (представление о небесном происхождении коня, даруемого божествами). Такая особенность рождения героя объясняет двойственную природу богатыря, его принадлежность двум мирам, его способности к магическим превращениям.

Роды. Тяжелые и неестественно продолжительные роды предвещают появление на свет богатырского младенца. Огромный рост и необычайные силы ребенка проявляются уже в колыбели. В олонхо подробно отражаются традиционные роды. Перед родами роженица поет ритуальную песню с перечислением деталей родильного обряда: муж готовит место для родов, для нее варится родовой саламат, закалывается ритуальный жеребенок, развязываются все узлы и шнурки в доме, распускаются волосы у роженицы “для легкости и быстроты родов” и т.д. После разрешения родов повитуха угощала огонь маслом, благодарила богиню Айыысыт, отвечающую за роды, вечером устраивали небольшое празднество (“оҕо малааһына”), посвященное ребенку и богине чадородия. Если родится мальчик, вешали стрелу с орлиным пухом, если девочка – то ножницы или сережки. Обряд “Проводы Айыысыт”. Во время трех дней пребывания богини Айыысыт в доме роженицы, не ругаются, не ссорятся, не стучат посудой, кормят огонь. Благодарственный обряд проводов богини совершался для получения ее покровительства новорожденному и семье. В олонхо не отражается ритуальный смех присутствующих в проводах молодых женщин, символизирующий плодоносящую силу, будущую плодовитость будущих матерей. В хакасских материалах (Н.Ф. Катанов) причину проведения послеродильного обряда по истечении трех суток объясняется выпадением пупка младенца, означающим прерывание его связи с матерью. В олонхо младенец-богатырь растет не по дням, а по часам и через три дня, получив имя, коня, доспехи, родительское благословение отправляется в первый поход.

ОБРЯ́ДЫ СОВЕРШЕННОЛЕ́ТИЯ. В эпосе биография героя-богатыря развивается быстро. После ритуалов деторождения идут обряды совершеннолетия. Наречение имени в эпосе выступает как обряд “посвящения в воины”, где герой сразу чудесным образом получает богатырского коня, оружие, доспехи, указание на свою суженую. У древних якутов существовало обучение военному делу среди представителей военного сословия и правящего клана (тойоната). После обучения их дети становились профессиональными воинами (боотур, бёгё, бэргэн, хара). Система военного обучения имела 4 стадии: 1) обряд определения новорожденного на военное поприще; 2) начальный этап воспитания (начиная с 3-4-х лет); 3) завершающий этап воспитания (подростковый период); 4) обряд посвящения в воины и наречение именем. Специальные военные виды игр и обрядов проходили как турниры боевого и ритуального единоборства во время праздника ысыах: стрельба из лука (“далла мэндэтии”), национальная борьба между силачами (“хапсагай”), искусство владения холодным оружием, джигитовка, умение пользоваться защитным оружием. При подготовке джигитовки проходила игра “халбас харата” – борьба двух игроков на туго натянутой веревке между столбами, когда веревку раскачивали, игроки, балансируя на ней, должны были скороговоркой перечислить все части коня. В олонхо последний бой равных титанов завершается на волшебном канате “халбас харата”, вертящемся над Огненным морем, проигравший падал и сгорал в нем. При стрельбе из лука в мету побеждал тот, чья стрела при одновременном выпуске стрелы вверх, падала последней на землю. В олонхо мать учит сына стрелять из лука, сама становясь мишенью на дальнем расстоянии. Сын стреляет в голову матери, целясь в “тусахту” – металлическое украшение на ее лбу. В обряде совершеннолетия юношу подвергали особому испытанию: сидящему в юрте неожиданно входил искусный воин, нападал на него с оружием в руках. После юношу раздевали и осматривали, не коснулось ли оружие его тела, нет ли ран. Выдержавшему испытание на лицо накладывали ритуальный шов: “поперечную мету” как человеку, прошедшему воинское обучение. Изготовление и получение оружия и доспехов разрешалось после осмотра воина, которого допускали к обряду посвящения в воины. По своей форме он был инициальным, большое значение придавалось морально-религиозным факторам. Обряд проводился жрецом (айыы ойууна) с участием бывалых воинов, при большом стечении народа. Специальный обряд вселения в посвящаемого воина духа кровопролития (“Илбис түһэрии”) проводился с обязательным человеческим жертвоприношением Богу войны и кровопролития Илбис-Хаану. После обряда воину вручалось личное боевое оружие, он получал право надеть доспехи. После этого воин получал свое “взрослое” имя. Наряду с Илбис-Хааном почитались его дети – духи Илбис Кыыһа (дочь Илбиса), Оһол уола (сын Увечий). Сам Илбис – Хаан относился к светлым божествам, будучи одним из семи братьев божества коня (Күрүө Дьөһөгөй Айыы). Сущестовал обряд обращения богатыря айыы в олонхо к дочери Илбис Кыыһа с просьбой о ниспослании ему боевой страсти (имэҥ). Получение богатырского коня входило в обряд совершеннолетия, связанного с первым походом. В олонхо иногда воспитателем героя выступает дух-хозяйка земли Аан Алахчын Хотун. В некоторых сюжетах герой спускается с Верхнего мира и воспитывается на дереве у богини Земли. Воспитание героя происходит таким образом: “Посередине Средней земли растет священное дерево Аар Кудук Мас. На этом дереве было когда-то большое гнездо. В гнезде на белоснежной постели под теплым одеялом спал мальчик. Когда он, проснувшись, потянулся, то нащупал ногой что-то теплое, Поглядел мальчик – лежит рядом с ним красивая девочка, его сестра. Мальчик и девочка не знали, как они появились на свет на священном дереве с правой стороны висели доспехи, орудия труда и охоты, одежда и еда для мальчика, а с левой стороны – все, что нужно для девочки (Емельянов, СЯО). Аан Алахчын Хотун не только воспитывает, но также дает силу и взрослому богатырю перед походом, или в случае истощения его физической силы во время битвы. Обязательными мотивами являются: воспитание, обращение к божеству за помошью, получение помощи, при наличии священной вертикали. Иногда идет замена этой священной вертикали в виде холма (воспитание старшего сына КХКК, Мюлдью Беге). Первый воспитывается внутри серебряного кургана двумя старухами (духи-хозяйки местности), а мать ходит туда кормить грудью младенца. Когда мальчику исполняется 9 лет, мать, заплатив за обучение, забирает сына. Он оказался “хромым, но очень сильным богатырем-магом”. Он характеризуется как полуайыы-полуабаасы, т.е. существом двойной природы. Такие герои в олонхо появляются в результате случайной связи богатыря айыы с девкой абаасы. “Исчезновение” или “убегание” такого ребенка, появляющегося только перед первым походом является мотивом чудесного рождения ребенка, впоследствии становящегося могучим богатырем. Исчезнувший ребенок часто воспитывается у магов, чародеев, следовательно, на самом деле будущий воспитатель похищает младенца, чтобы воспитать необычного богатыря. Характер воспитания, сам воспитатель, место воспитания (курган, холм, гнездо) в олонхо имеют тесную связь с шаманской инициацией.