Средний мир - Сайт Олонхо

В мифологии якуты считали себя заселенными на территорию Среднего мира при создании трех стран (трех миров). В олонхо описывается трехъярусная модель мира: Верхний, Средний и Нижний.

Средний мир считался средоточием Вселенной, другие страны – диковинными мирами. Миры эти располагались по вертикали, один над другим. В архаическом мифе о создании нового представления о мире сохранились сведения о войне между тремя объединениями племен, поделившими мир на три части. Средний мир находится между Верхним и Нижним мирами, климат здесь умеренный, имеется сочная, достаточная растительность. Солнце светит ясно, оно всходит и заходит. Зиму узнают по снегу (по инею). Восточная страна Среднего мира, залегающая к восточным странам Верхнего мира, отличается теплым климатом, вечнозеленой растительностью, ярким, не заходящим солнцем, растительность не испытала на себе гибельных действий заморозков. Здесь-то и был заселен первый якут – “ураанхай саха”.

На западной части страны находится “Араат байгал” (варианты: Араат, Арылы), на западной окраине находится “Муус Кудулу байгал”. В Среднем мире имеются четыре великие дороги: две – в Верхний мир, две – в Нижний. Главная из двух дорог, ведущих в Верхний мир, называется “Кэгэлээх Кээхтийэ хан артык” – Кяхтинская дорога на юго-западной стороне от этого моря. На восточной грани Среднего мира находятся теплые моря. Земля находится в центре Вселенной как единственная страна, как сам эпический герой, считавший себя единственным человеком на земле. В олонхо красочно и подробно описываются величие, красота и богатство природы этой страны, где все эпически гиперболизировано. В центре этой изобильной страны находится священное родовое дерево Аал Луук Мас. Оно связывает все три мира: в Среднем мире оно растет, а верхние ветви его доходят до жилища Верховного божества в Верхнем мире; корни уходят до жилища владыки подземного мира Арсан Дуолая. В нем обитает дух-хозяйка страны Ан Алахчын хотун. Она – богиня земли, подательница и покровительница людей и всего живого в Среднем мире.

Эта страна создана для счастья людей, в ней царят вечное лето, изобилие и благодать. Племена “айыы аймага” поселяются в Средний мир по велению божеств айыы для его обустройства, чтобы размножить стада “рогатых” и “парнокопытных”, главное – человеческий род.

В олонхо согласно мифу о трех мирах, после разрушительной войны между тремя братьями мир был поделен на три мира. После этого началось заселение Среднего мира потомками (сыновьями, внуками) Верховного божества Юрюнг Ар Тойона. Был заключен мирный договор, воюющими сторонами были избраны должностные лица для трех миров: Чыныс Хан (Чингис-хан), Одун хан (Одун-Хан), Джылга Тойон (Господин Джылга тойон), в их функции входил контроль за выполнением этого договора. Позже функции трех божеств слились и стали идентичными. Последним был Джылга-хан, который часто упоминается в олонхо, как распорядительная и исполнительная власть по трем мирам. Писцом был избран Уот Дьурантаайы, происходящий из племени Улутуйар Улуу Тойона. При первоначальном заселении Среднего мира 35 племенами “айыы аймага” из Верхнего мира, во главе поставили младшего сына верховного божества Тюёнэ Могол Тойона с женой Кус Хангыл Хотун. Остальные племена, как более культурные и оседлые, чем древние якуты, явились в Средний мир в лице “иччи”, т.е. духов-хозяев природных объектов, а также покровителей разных промыслов и отраслей хозяйствования. Дарителем и покровителем огня был старший сын Улуутуйар Улуу Тойона. Первый кузнец был из Нижнего мира.

Олонхо представляет владения Среднего мира более мощными и цветущими, чем Верхнего и Нижнего миров. Средний мир представляется широкой, вольготной, изобильной страной, поверхность ее покрыта пышной и разнообразной растительностью, в водных глубинах кишат косяки рыб с серебряной чешуей, леса и горы полны всякой дичи, плодородны поля и луга для разведения конного и рогатого скота. Земля со всех сторон окружена водными пространствами, морями, их местоположение указывается по сторонам света. По анимистическим представлениям якутов, весь окружающий мир одухотворен, все предметы, объекты и явления природы имеют духов – хозяев-иччи. Якутские духи-иччи соответствуют алтайскому ези – хозяину (невидимому духу), монгольскому едзену, бурятскому ежину, в том же значении. Люди относились духам-иччи как к живым существам, требующим к себе почтительного отношения и кормления в виде жертвоприношений. Вместе с угощением они старались их задобрить славословием или заклинанием-алгыс в честь каждого духа-иччи. Представления об иччи как о человекоподобных существах связаны с почитанием священных мест и обрядами жертвоприношения их духам, здесь мифология смыкается с религиозными верованиями.

Заселение Среднего мира племенами айыы повествуется в мифах и олонхо как вынужденная колонизация в результате войны. На новой территории предков якутов застает век железа и серебра, используются орудия борьбы из кости животных. Вместе с потомками верховного божества, названными в олонхо “айыы аймага”, были спущены тучные стада рогатого и конного скота, как основное богатство родоначальников племени “айыы аймага”, богатырей айыы, будущих прародителей родов. Они живут большими патриархальными семьями, как и в Верхнем мире. В некоторых олонхо родоначальниками становятся Саха Сарын Тойон с женой Сабыйа Бай Хотун или Тюёнэ Могол огонёр с женой Кюн Кюбэй эмээхсин с сыновьями и дочерьми. У них имеются богатыри-воины, состоящие из всадников (дархан, бёгё, ботур), стрелков (бэргэн- мэргэн) и пеших воинов-пехоты (хара), проходившие специальное военное обучение), прислуги (чагар), домашних рабов (кулут), многочисленной челяди, ухаживающей за скотом. Среди этих прислужников (чагар) и домашних рабов (кулут) имеются небесные скороходы-вестовые, сторожевые, конюхи из среды мелкой знати (хара). В военное время они превращаются в воинов, которыми руководят богатыри из среды тойонов среднего сословия (профессиональные боотуры) и высшей аристократии (бёгё и дархан). Народ в олонхо воспевает воинов среднего сословия или вышедших из низших слоев общества: богатырей-ботуров, лучших стрелков-бэргэнов (вариант-мэргэнов), пеших воинов-силачей из числа хара, напр., олонхо “Бэрт Хара”, совпадающий с историческими преданиями о легендарном силаче-воине Бэрт Хара, то ли зяте, то ли враге легендарного якутского правителя Тыгына. Из этнографических материалов известно, что на празднике ысыах шаман айыы со своими помощниками (девятью чистыми юношами и восемью непорочными девушками в возрасте до 14 лет, которые считались “битииһиттэр”, “джёсюёлджюттэр”) справлял обряды как жрец. В якутской мифологии люди айыы Среднего мира живут в окружении божеств и второстепенных духов-иччи более низкого уровня, как в естественном природном окружении человека.