Баран-единорог, бык-единорог - Сайт Олонхо
Главная / Персонажи Олонхо / Мифологические животные / Баран-единорог, бык-единорог

Единорог в олонхо – один из мифических архаических образов. В странах Азии, откуда этот образ проник в Европу, ему свойственна глубокая символика. Считается, что прототипом единорога послужило некое вымершее животное (предположительно вид жирафа). На Востоке это животное – добрый вестник, символ долголетия, счастья, одарения потомством и мудрого правления. В Китае его называют лошадь-дракон, он принес на спине волшебную книгу первому легендарному императору Фу Ши, отсюда произошла китайская письменность. В своем традиционном облике единорог похож на большого оленя: тело оленя, волчья морда, лошадиные копыта, волчий хвост, пятнистая шкура, т.е. это гибридное животное (олень+волк+жираф+лошадь). У самца-единорога рог с мягким концом, что делает его непригодным к бою. Отсюда его чистота, благородство и др. превосходные качества. Он избегает наступать даже на насекомых, топтать цветы и травы – отсюда его зигзагообразная походка. Он ходит один, люди видят его очень редко. Появляется он только тогда, когда царят мир, спокойствие и безмятежность. С тех пор как человечество пало в грехи, единорог больше не показывается людям. Живет он тысячи лет, являясь долгожителем, самым благородным и добрым животным. В олонхо единорог представлен в двух видах: баран-единорог, бык-единорог. В древности, когда главной производительной силой были домашние животные, они возвеличивались до уровня божеств. С ними сравнивались цари и божества: “Вот почему когда-то бараньи и бычьи рога были символами величия и власти. Иначе стали бы носить эти рога Александры Македонские, Камбизы, Моисеи, боги цари Нила и Месопотамии”, – писал Г.В. Ксенофонтов.

В Минусинском крае сохранились немногие скульптурные изображения барана, хотя в целом история мало сохранила свидетельств эпохи барановодства. Баран мог быть оттеснен более сильным видом рабочего скота – быком. Период господства барана оставил определенный след в фольклоре бурят и якутов. Напр., общеизвестен редкий мотив бараньих рогов в бурятском орнаменте. Известное место занимает баран в шаманстве. В олонхо в барана-единорога превращаются женщины-богатырки (Емельянов, 1980, сюж. № 53, С.211). В быка-единорога превращаются богатыри абаасы (там же, сюж. № 22, С.107). Эти образы в олонхо связаны с более поздними шаманскими воззрениями.