Конь богатырский - Сайт Олонхо

В олонхо многослойность образа богатырского коня дается в рамках эпической традиции тюрко-монгольских народов. В эпосе существует неразрывная связь между воином-всадником и его боевым конем. Эта связь в олонхо передается через архаические представления о тотемических отношениях между животным и человеком. В олонхо герой сам добывает коня, бросая в середину табуна магический недоуздок, который падает на захудалого жеребенка, превращающегося впоследствии в богатырского коня. В ходе укрощения коня происходит становление самого боотура. При этом аркан в эпосе – универсальное орудие: используется при поимке захудалого жеребенка в табуне, для пленения врага; а плеть служит для управления конем, являясь магическим оружием богатыря. Предназначенный конь маркируется особой божественной мастью: с пестрыми крыланами-отметинами подобно крыльям на передних боках. При быстрой езде эти крыланы имитируют крылья. Кличка коня, как и его масть, является составной частью полного имени богатыря: “Богатырь Хаан Дьаасын на коне Серый-Лев, у которого хвост пургой, грива вихревая, езда разрушительная, шаг глубокий, который на ходу играет шеей” (“Буурҕа аттаах кутуруктаах, халарыктаах сиэллээх, хамсыктаах айаннаах, хардарыылаах атахтаах, хаалдьыгынан оонньуур Хахай-Сиэр аттаах Хаан Дьааһын Бухатыыр”, зап. от И.Д. Данилова, Усть-Алданский улус). Эти эпитеты-определения указывают мощь, силу коня, опосредованно выступая характеристикой и самого богатыря, владеющего таким конем.

Судьба коня неотделима от судьбы богатыря. В олонхо отражены все стороны предназначенности коня богатырю, его объездка, богатое снаряжение, восхваление отличительных качеств и достоинств богатырского коня: быстрота бега, боевая маневренность, выносливость, мудрость и т.д. Помимо этого богатырский конь обладает магическими свойствами: даром предвидения, всезнания, даром речи, предупреждает о грозящей опасности, дает мудрые советы, уносит раненого с поля боя, иногда вступает в битву вместо него и т.д. Богатырский конь в эпосе сильно отличается от других коней. Он – покровитель и советчик хозяина; как животное, конь в быстроте реакций превосходит человека, при этом обладает твердой волей, как человек. В эпосе воспевается боевой союз богатыря и его коня. Богатырский конь в эпосе с рождения имеет отличительные признаки: в гриве и хвосте его – мечи, сабли, острия копий, делающие его особо опасным для врага. В исторических преданиях якутов сохранились сведения о том, что существовали кожаные брони со специальными остриями на груди боевых коней, которыми пронзали во время боя коней противников или самих воинов. Стремена боевых коней заканчивались особыми кинжаловидными остриями спереди и сзади, которые могли поражать врага и его коня. Древние якутские воины и их кони были вооружены с головы до пят, так же, как сплошь закованная в железо тяжелая рыцарская конница средних веков. Судьба боевого коня и героя связаны между собой навсегда. В поединке конь бьется наравне с хозяином. “Как конный народ, в отличие от пеших лесных охотников и оленеводов, якуты вплоть до появления русских сохранили степную кавалерийскую тактику, конный боевой строй азиатских кочевников”. Доминирующая роль боевого коня объясняется значением в прошлом особой роли конницы у якутов во время длительных военных походов. Схватка боевых коней между собой во время сражения в эпосе описывается почти натуралистически, подчеркивая горячий темперамент и злобность породы чистокровных боевых коней Средней Азии.

Богатырский конь – активный помощник в поединке, храбрый и свирепый боец, обладает множеством “военных хитростей”. Маневренность коня, умение увертываться от стрел, ударов, прыжками стряхивать с себя острия пик и стрел, решали исход сражения на поле боя. В эпосе конь обладает этими военными хитростями, хотя этому обучал его сам всадник. Эпический конь – настоящий боевой двойник хозяина, преданный помощник, побратим, соратник, советчик. Эпический конь – это крылья боотура. Для него характерен бег-полет. Сказители олонхо сравнивают бег коня с падающей звездой, с отлетающей искрой, со стрелой, молнией. Мечта о преодолении длинного пути сказалась в чудесной способности эпического коня сокращать расстояния, “пролетая” мгновения. В одном из олонхо сохранился наиболе архаический пласт, когда конь выступает в качестве одного из родителей богатыря (см. “Сын лошади Дыырай Бэргэн”). В зооморфных родителях якутского богатыря (конь-тотем, богиня-кобылица, жеребец-молочный брат) сохранилась связь с тотемным предком. Вещие кони отличаются особой мудростью, всевозможными магическими превращениями, в т.ч. и в различных небесных светил (Большую Медведицу, Плеяды, Венеру и пр.), где образ коня-звезды отражает древний астральный культ у якутов.