Богатыри-абаасы - Сайт Олонхо

Абааһы бухатыыра, главные враги героев олонхо из племени злых чудовищ Нижнего мира. Они всегда нападают на племя айыы аймага Среднего мира, разрушают страну богатыря айыы, убивают и уводят в плен его людей и скот, их имущество. Нападение богатырей абаасы на племя айыы аймага выражается в форме похищения их женщин (сестер, невест, матерей), борьба за них является главной сюжетной коллизией олонхо. Часто похищению женщин предшествует “сватовство” богатыря абаасы за женщину айыы, оно изображается в олонхо как начало враждебного вторжения богатырей абаасы в страну племени айыы. Богатырям абаасы приписываются различные пороки варваров: вероломство, грубость, неотесанность, нечистоплотность, неразборчивость в еде; они представляются каннибалами, что свидетельствует об архаичности этих образов. Они хвастливы, самонадеянны, бахвалятся грубой силой, им неведомы элементарные нормы человеческого поведения: честь и достоинство воина. Их злой природе соответствует внешний вид: это уродливые, одноногие, однорукие, одноглазые циклопы гигантского роста. Их одежда состоит из железа, необработанных шкур животных. Таким образом, в олонхо образ богатырей абаасы изображается в карикатурно-сатирическом и гротескном плане. С этой целью в их портретах и речи употребляются малоизвестные слова и обороты, архаизмы и неологизмы, вошедшие из др. языков, не вполне понятные самим якутам. Это свидетельствует об их иноплеменном происхождении. Как воины они являются достойными противниками богатыря айыы: обладают необыкновенной силой, упорством, мастерством в ведении боев, жестокостью, вероломностью, коварством и хитростью, в то же время они бесхитростны, простодушны, не очень умны, незлопамятны, доверчивы. Богатырь абаасы как носитель зла в конце олонхо обязательно терпит поражение и погибает.

В образе богатырей абаасы наряду с мифологическими представлениями отражены реальные взаимоотношения древних якутов с чужими племенами, с которыми им пришлось вступать в боевые конфликты. В олонхо образ богатыря абаасы представляет собой мифологизированное обобщение всякого зла, которое народ видел на протяжении своей долгой истории.