Тунгусский богатырь - Сайт Олонхо

Тунгусы – от якут. тоҥ уус; собирательное название коренных народов Севера, эпический образ богатыря северного происхождения. В якутском героич. эпосе олонхо отражены древние межплеменные отношения, которые проявляются посредством образов Т.б.: Арджаман-Джарджаман, Ачырыман-Чачырыман, Бохсоголлой Ботур, Уот Сексерюкэн, Айы Халыан, Хан Олбохтой, Эллигэн Кулантай и др. Наиболее характерен образ Т.б. Арджамана-Джарджамана (Ардьай – “скалить редкие и большие зубы”, дьардьама – “скелет”). Как противник главного героя, он занимает значительное место в олонхо. Т.б. изображается сильным, ловким и энергичным противником, коварным и хитрым в бою, способным на различные боевые хитрости и “волшебство”. Вероятно, вследствие такого представления о нем, он часто изображается как тунгусский волшебник и шаман. Вместе с тем в его облике сохраняются и некоторые этнические приметы. Он житель тайги, отважен и храбр, одет во все оленье, ездит верхом на олене: Эмньик таба аттаах Эриэдэл Мэргэн – “Эриэдэл Мэргэн, владеющий необъезженным двухтравым ездовым оленем”. В монологах Т.б. Арджаман-Джарджамана сохраняется запев, характерный для монологов героев эвенкийских сказаний: “Олээ-та-олээ-та”. Сходный запев встречается в одном из эвенкийских сказаний: “Оле, доле! Оле, доле!”. В олонхо И.Е. Огочуярова “Айы Дугуйдах” Т.б. Айы Халыан и герой являются союзниками. Потом они ссорятся, но посланник верхних божест примиряет их. В олонхо И.И. Говорова “Эллигэн Кулантай с костяным посохом с кружочком” главный герой – молодой Т.б., младший из трех сыновей тунгуса-охотника. Он, как и богатыри айыы, совершает подвиги во имя спасения людей. В то же время он наделен теми чертами, которые создатели олонхо считали характерными для тунгуса-эвенка: верность дружбе, непосредственность, быстрота реакции на происходящее, обидчивость.

Весьма часто Т.б. – эпизодический персонаж олонхо. Он бывает пленником абаасы, которого герой освобождает. Иногда он – плененный чудовищем слуга (или страж), который сначала оказывает хозяину какую-то помощь, но потом оставляет его или освобождается героем, как и другие пленники. В некоторых сказаниях (“Эр Соготох”, “Кюн Нюргун”) Т.б. описывается как положительный персонаж, друг и советчик главного героя.

Существуют олонхо с главным героем – таежным Т.б. (“Тэгил Бёгё”). По Н.В. Емельянову, сказания, где изображен образ таежного богатыря, это: “Сын лошади Дыырай Бэргэн”, “Сын лошади Дыырай богатырь”, “Нэриэн Мюлгю”, “Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох”, “Алаатыыр Ала Туйгун”, “Мюллью Бёгё”, “Кюн Эрили”, “Кюн Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”, “Уолуйа Боотур”, “Дьирибинэ Боотур”, “Уол Дуолан бухатыыр”, “Тонг Саар бухатыыр”. В большинстве случаев богатыря зовут Арджаман-Джарджаман, иногда – Тулайах Тонгустай, Кыыда Тугуттай Тонгус, Торгон Тонгус уола, Догуйума Бёгё. Отца Т.б. называют Дьоло Буурай Тойон, Сюгэ Лоонгсоор Тойон, Дьондо Туурай. В текстах вилюйского олонхо главный герой находит таежного богатыря с помощью его отца и старика Сээссээн Сэсэн (Сэркэн Сэсэн), в то время как в других эпических традициях главный герой сам находит и убивает Т.б. или мирится с ним. В олонхо “Уол Туралыма бухатыыр” Арджаман-Джарджаман похищает жену богатыря Уол Туралыма Кыыс Чуурай. Уол Туралыма обращается к старику Сэрсэн Сэсэну, который указывает ему, где живет отец Т.б. Герой рассказывает отцу Т.б. Сюгэ Лонгсор Тойону, что его сын украл у него жену. Отец таежного богатыря избивает сына, и тот признает свою вину. В некоторых случаях, после возвращения жены или невесты главного героя, Т.б. остается у отца, который благословляет главного героя (“Кюн Эрили”, “Уол Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”). Традиционно герой превращается в паршивого коня. Однако, в сказании “Уол Дуолан бухатыыр” Уол Дуолан бухатыыр оборачивается Торгон Тонгус уолом (Сыном тунгуса Торгона) и сотрудничает с двумя враждующимися “лагерями”: с одной стороны, советует старику и старухе обращаться за помощью к богатырю Уол Дуолану, с другой – дает совет богатырю абаасы назначить последний срок. В конце концов он обретает собственный облик и убивает богатыря абаасы. В олонхо “Тонг Саар бухатыыр” самый сильный соперник богатыря Тонг Саар – Т.б. Арджаман-Джарджаман. Он сын Сэркэн Сэсэна, который вопреки традиции представлен главой тунгусских племен. Т.б. обладает силой чародейства: он то заставляет богатыря Тонг Саар бороться с коновязью, то чинит на пути соперника препятствия (появление прекрасных женщин, зазывающих героя к себе), то сбрасывает его в бездну, то превращается в мышь. С помощью другого богатыря айыы, который также обладает способностью к превращению, Тонг Саар бухатыыр побеждает Арджаман-Джарджамана. Он признает свою вину, и богатыри айыы оставляют его в живых, предоставив князцу судить его.