Аан Уххан, Аан Дархан Тойон, Нырыы Төбө, Бырдьа Бытык, Аал Уххан, дух-хозяин огня в мифологии и в эпосе, самый почитаемый дух-иччи у якутов, один из сыновей высшего божества Юрюнг Айы Тойона. Был послан божествами в Средний мир, принес огонь и наделил им всех людей. Его представляли в виде веселого, задорного, седобородого старичка, радующегося любому угощению. Считается покровителем семьи и верным защитником домашнего очага, изгоняющим злых духов. В олонхо перед отправлением на подвиги богатырь айыы прощается с домашним очагом и просит благословления, просит духов-хозяев огня и дома не раздвигать крепких засовов, не отпирать тяжелой своей двери, не давать утихнуть жару, не унимать горячей струи над пламенем. Может обидеться от неуважительного отношения молодого дерзкого богатыря, за что может наслать на последнего неудачу, беду (например, в олонхо “Кётёр Мюлгюн” Д.М. Слепцова). Древние якуты в повседневной жизни для сохранения его расположения почти ежедневно потчевали духа огня ритуальной пищей (т.е. “кормили” огонь). Через огонь очага обращались и к другим многочисленным духам и божествам.
В значении самого выражения Аан Уххан (ан-изначальный, уххан-стихия, страсть) присутствует архаическая мифологема. Согласно якутской мифологии, люди могут обращаться к высшим божествам-айыы и к многочисленным духам-иччи только через умилостивление грозного духа-огня А.У. Угощение духа домашнего очага – традиционный обряд в олонхо и в повседневной жизни современных якутов. До сих пор якуты сохранили эту традицию “кормления огня”. Обряд совершается перед каждым важным событием в жизни племен айыы. Как правило, дух огня в заклинаниях и в олонхо наделен многочисленными украшающими эпитетами:
Бырдьа бытык (Отросшая борода),
Чүүччү кыламан (Острые ресницы),
Кыл төбө (Жесткие волосы),
Кыырык суорҕан (Седой покров),
Аан Уххан (Изначальная Стихия),
Тойон Эһэм (Властелин-Дедушка)!