Главная / Олонхо и искусство
01 Олонхо 

     и театральное искусство 

Выступление сказителя-олонхосута называют театром одного актера. Он один создает целую галерею персонажей, продумывает сюжетные линии, передает накал действия и спад его, удерживая внимание аудитории часами. В прежние времена сеансы длились до недели. Вполне закономерно, что эпическая традиция во многом определила развитие театрального искусства Якутии. Первые любительские спектакли в начале 20 века были инсценировками сюжетов олонхо, главные роли в них исполняли олонхосуты. Начало 21 века ознаменовалось созданием Театра Олонхо, претендующего на звание классического театра народа саха. 


    

ПЕРВЫЕ ПОСТАНОВКИ ПО ОЛОНХО 
Mobirise Website Builder
1906
Бэрт киhи Бэриэт Бэргэн
3 января 1906 года в Якутске в Клубе приказчиков (Клуб Профессионального союза служащих торгово-промышленных предприятий и общественных учреждений) был показан первый спектакль на якутском языке «Бэрт киhи Бэриэт Бэргэн» («Удалой Бэриэт Бэргэн») по мотивам олонхо известного сказителя-олонхосута Петра  Охлопкова-Наара Суох. Организатором первой постановки был писатель, общественный, политический деятель Василий Никифоров-Күлүмнүүр. Роли исполнили Петр Охлопков-Наара Суох, олонхосут, фольклорист Мария Андросова-Ионова, поэт-просветитель Алексей Кулаковский. Было сыграно три эпизода. Спектакль прошел с большим успехом, «это был очень торжественный момент в культурной жизни саха», - писали в отзывах.
Mobirise Website Builder
1907 
Кулан кугас аттаах Кулантай бухатыыр
2 марта 1907 года в Клубе приказчиков был показан второй спектакль-олонхо (олонхо неизвестного сказителя) в пяти действиях «Кулан кугас аттаах Кулантай бухатыыр» («Богатырь Кулантай на резвом рыжем коне»). На постановку спектакля на якутском языке требовалось специальное разрешение полиции. Олонхо представили как оперу, а текст либретто на русском языке подготовил Василий Никифоров-Күлүмнүүр. Роль главной героини спектакля Үчүгэй Үөкэйдээн исполнила  Мария Андросова-Ионова. Спектакль имел большой успех у зрителей и ставился несколько раз. Однако, с 1908 года постановка спектаклей на якутском языке, в том числе олонхо, была запрещена властями.
Mobirise Website Builder
1928
Туйаарыма Куо
18 февраля 1928 года на сцене Якутского национального театра был показан  отрывок из драмы «Туйаарыма Куо» по мотивам олонхо П. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный». Это была первая попытка постановки якутского олонхо в советское время. Окончательный вариант трехактной драмы «Туналҕаннаах Ньуурдаах Туйаарыма Куо» был завершен П.Ойунским 29 июля 1930 г. и в репертуаре театра появляется в 1937-38 гг. Режиссерами-постановщиками были М. Жирков, Г. Туралысов и В. Местников. Первые исполнительницы роли Туйаарыма Куо - Александра Новгородова, Екатерина Захарова. До конца театрального сезона драма не сходила с театральной сцены и имела огромный успех у зрителей.  

«НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ»: 
от музыкальной драмы до национальной оперы 

Каждая постановка по олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» – событие в культурной жизни Якутии, новый этап в ее развитии. Этот спектакль прошел путь от драматической пьесы до музыкальной драмы, а затем до высот национальной оперы. В 1940 г. писатель и драматург Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон написал текст музыкальной драмы-олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Ньургун Боотур Стремительный»). Музыку к либретто написал композитор М.Н. Жирков. Так началась жизнь самого известного якутского эпоса на театральной сцене.    

Mobirise Website Builder


Музыкальная драма «Нюргун Боотур», режиссер - В.Местников 

1940

В 1940 г. писатель, драматург Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон написал текст музыкальной драмы-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» при участии режиссера Якутского театра В.В. Местникова. Музыку к данному либретто написал первый композитор Якутии М.Н. Жирков. В основе либретто лежит текст олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К.Г. Оросина в редакции Э.К. Пекарского. В подготовке либретто также были использованы мотивы олонхо «Элик-Боотур и Ньыгыл-Боотур» (Р. Александров), «Мюльдью Сильный» (Д.М. Говоров), «Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн (Р.К.Большаков), тексты А.Ф. Миддендорфа, драма П.А. Ойунского  «Туйаарыма Куо». Постановка музыкальной драмы на театральной сцене шла с неизменным успехом. Сотая постановка драмы в 1943 году была широко отмечена общественностью республики. В газетах писали об игре актеров театра А. Николаевой-Новгородовой,  У. Нохсорова, Е. Захаровой, В. Саввина, Е. Скрябиной, М. Белолюбской, М. Жиркова, А. Егоровой. 

Mobirise Website Builder


Первая постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - В.Местников 

1947

В 1947 году на основе музыкальной драмы была создана первая национальная опера-олонхо «Нюргун Боотур». В этот год  Музыкально-драматический театр был разделен на два самостоятельных коллектива: Якутский государственный драматический театр и Государственный музыкальный театр-студию. Опера была поставлена театром-студией. Музыку написали М.Н. Жирков и Г.И. Литинский.  Появилась оркестровая партитура, зазвучали симфонические эпизоды-картины, тогда как в музыкальной драме в основном звучали одноголосные мелодии с инструментальным сопровождением. Первые исполнители оперы использовали в своих партиях традиционное пение, так называемый стиль «дьиэрэтии».  Существенно изменился и основной состав актеров. Так, например, роль Туйаарыма Куо в премьере оперы в новой редакции впервые исполнила молодая актриса музыкального театра-студии восемьнадцатилетяя  Акулина Сидорова.

Mobirise Website Builder


Вторая постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - В.Местников

1957

Эту редакцию оперы называют легендарной. Ее осуществил режиссер В.В. Местников к показу в Москве в рамках Первой Декады литературы и искусств в 1957 г. Она имела еще больший успех у зрителей. В декабре 1957 года постановка оперы была восторженно встречена московскими зрителями во время вечеров якутской литературы и искусства на сцене музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Была отмечена успешная игра актеров И. Перевалова (Нюргун Боотур), А. Егоровой (Туйаарыма Куо), К. Борисова (Юрюнг Уолан), Н. Алексеева (Уот Усутаакы), А. Адамовой (Кыыс Кыскыйдаан), П. Решетникова (Сорук Боллур), Г. Колесова (Сорук Боллур) и др. 

Mobirise Website Builder


Третья постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - Ф.Потапов 

1977

Опера в третий раз была поставлена на сцене Якутского государственного музыкального театра режиссером Федотом Потаповым. В новой редакции и постановке опера шла до 1982 года. Зрителям запомнились роли Туйаарыма Куо в исполнении А.Е.Ильиной-Дмитриевой, М.Е. Николаевой, Нюргун Боотура – И.П. Степанова, Н.Н. Баскарова, Юрюнг Уолана – С.П.Оконешникова, Кыыс Кыскыйдаана – М.К. Поповой. А.Е. Ильина за исполнение главных партий в операх, в том числе, в опере «Нюргун Боотур», в 1977 г. была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки. С.П. Оконешникову за партию Юрюн Уолана в 1977 г. была присуждена премия областного комитета ВЛКСМ «Лучший дебют года».

Mobirise Website Builder


Четвертая постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - А.Борисов

1993

Четвертая постановка оперы «Нюргун Боотур» была осуществлена режиссером Андреем Борисовым на сцене Якутского государственного театра оперы и балета в 1993 году. Роль Нюргун Боотура исполняли Иван Степанов, Владимир Заболоцкий, Владимир Павлов, Туйаарыма Куо – Альбина Борисова, Анна Саввинова, Айталина Адамова, Юрюнг Уолана – Семен Оконешников, Прокопий Неустроев, Иван Ксенофонтов, Сорук-Боллура – Роман Березкин, Семен Дьяконов.

Mobirise Website Builder


Пятая постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - П.Неустроев

2007

В 2007 году опера «Нюргун Боотур» ставилась впервые без непосредственного участия автора либретто. На той же сцене Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в декабре 2007 г., т.е. ровно через 50 лет после первой постановки оперы во время Дней якутской литературы и искусства в 1957 г. в г. Москве, «Нюргун Боотур», в постановке оперного режиссера П. Неустроева, вновь шла с огромным успехом у зрителей. Главные роли исполняли Иван Степанов (Нюргун Боотур), Владимир Заболоцкий (Уот Усутаакы), Марина Силина (Туйаарыма Куо), Николай Попов (Юрюнг Уолан), Нина Чигирева (Аан Алахчын Хотун), Альбина Борисова (Айыы Умсуур Удаган), Анегина Ильина (Кюн Кюбэй).

Mobirise Website Builder


Шестая постановка оперы «Нюргун Боотур», режиссер - А.Борисов 

2022

Шестая постановка появилась в год 100-летия ЯАССР и 130-летия М.Жиркова. Масштабный проект реализовал режиссер Андрей Борисов, который в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым уже ставил эту оперу. Новую музыкальную редакцию сделал московский композитор Руслан Мурсякаев. Премьерные показы состоялись в Мариинском театре и в Москве на новой сцене Большого театра. В постановке занято около 180 артистов, это ведущие солисты Театра оперы и балета Якутии, актеры Театра Олонхо, ансамбль «Виртуозы Якутии», хор и симфонический оркестр Филармонии Якутии. Главные партии исполняют: Александр Емельянов, Егор Колодезников (Нюргун Боотур), Екатерина Корякина, Екатерина Захарова, Зинаида Колодезникова (Туйаарыма Куо), Юрий Баишев (Тюене Могол), Айталина Адамова (Кюн Кюбэй). 

Спектакль «Кыыс Дэбилийэ»
- обладатель первой для Якутии
«Золотой маски» 

Спектакль о небесной деве-воительнице «Кыыс Дэбилийэ» по олонхо Н.Бурнашева-Боодьоҕос был поставлен на сцене Саха академического театра им.П.Ойунского в 2000 году. Режиссер - Андрей Борисов, сценография Геннадия Сотникова. Главную роль сыграла Степанида Борисова. В 2002 году постановка принесла Якутии первую «Золотую маску» - специальный приз театральных критиков Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». В 2005 году спектакль был показан в японских городах Токио и Осаке, вызвав большой интерес у взыскательных зрителей. Успех спектакля «Кыыс Дэбилийэ» ознаменовал собой рождение классического национального театра народа саха - Театра олонхо.

Mobirise Website Builder

ТЕАТР ОЛОНХО 

КЛАССИЧЕСКИЙ ТЕАТР НАРОДА САХА 

Театр Олонхо был создан в 2008 году. Основатели его - известные театральные деятели, народные артисты России Андрей и Степанида Борисовы. Идея создания классического театра народа саха возникла еще в 30-е годы ХХ века у П.А. Ойунского и А.И. Софронова-Алампа, основателей Саха драматического театра. Сегодня, согласно Концепции театра, основные направления развития охватывают драматический, музыкальный, кукольный, хореографический, разнообразные формы мини-спектаклей для детей, кукольный, площадные зрелищные представления. Научная группа театра разрабатывает текстологию сюжетов олонхо для постановки на различных площадках. Гастрольная деятельность театра охватила уже многие страны мира, не остаются без внимания и зрители в улусах республики. Театр олонхо -  участник многих международных фестивалей, трижды номинант Национальной премии «Золотая маска». 

«Театр Олонхо происходит от мистического культа, эпоса, мифологической драматургии, и его основное назначение — сохранение и развитие якутского языка, распространение образов национального характера, передача этнокультурной информации. Его постановки носят не музейный, не реликтовый характер, они являются живым организмом, удовлетворяющим потребности современного человека». 

Mobirise Website Builder

Андрей Борисов  

Основатель Театра Олонхо 

«Эстетическая система Театра Олонхо отображает особенности этнического сознания и нравственных принципов народа саха, выраженных в идентичной этноязыковой системе. Главными ее понятиями являются: космическая энергия - сүр, творческое состояние - турук, подражание природе - үтүктүү, певческий прием - кылыһах, с помощью которого исполняется священная песнь тойук - формообразующее начало Театра Олонхо». 

Mobirise Website Builder

Валентина Чусовская 

Театральный критик 

Mobirise Website Builder

Опера «Туйаарыма Куо» на сцене
китайского театра Куньцюй   

В 2015 году спектакль по мотивам олонхо Платона Ойунского «Туйаарыма Куо» был поставлен  Северным театром оперы Куньцю в Китае. Куньцюй или Куньшаньская опера - это древнейший вид оперного искусства, жемчужина китайского театрального и исполнительского искусства. Технике оперы Куньцюй уже 600 лет. Основными особенностями ее являются музыка, пение, боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Постановка «Туйаарыма Куо» стала результатом сотрудничества театра Кюньцуй и Театра Олонхо,  которое началось еще в 2010 году.  Премьера прошла в Пекине в 2015 году в рамках Дней культуры Якутии «Искусство Земли Олонхо». Затем в 2016 году Куньцюй представил оперу на III Международном фестивале «Встреча Шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо» в Якутске. В 2018 спектакль был показан в Санк-Петербурге. 

СПЕКТАКЛИ ПО ОЛОНХО НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ
ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» 

В 2002 г. спектакль-олонхо Андрея Борисова «Кыыс Дэбилийэ» получил награду в номинации «Специальный приз театральных критиков и журналистов» главной театральной премии страны. Это была первая «Золотая маска» для Якутии. Номинирование на премию это уже достижение и профессиональное признание. На конец 2023 года еще четыре спектакля по мотивам олонхо попадали в число претендентов на премию. 
Mobirise Website Builder
Олонхо, 2009
Театр актера и куклы РС(Я)
По мотивам пьесы П.Ойунского 
«Туйаарыма Куо» 

Режиссер: Петр Скрябин
Художник по куклам: Аграфена Пономарева
Сценография: Петр Скрябин
Музыкальное оформление: Илья Петухов

Mobirise Website Builder
Удаганки, 2015  
Театр Олонхо 
По мотивам олонхо Н.Абрамова-Кынат «Удаҕан кыргыттар»

Режиссер: Степанида Борисова
Сценография: Михаил Егоров
Художник по костюмам: Сардана Федотова
Музыкальное оформление: Иннокентий Тытыгынаев

Mobirise Website Builder
Воительница Джырыбына, 2018  
Театр Олонхо 
По мотивам олонхо
Н.Бурнашева-Боодьоҕос «Кыыс Дэбилийэ»

Режиссер: Матрена Корнилова
Сценография: Екатерина Шапошникова
Музыкальное оформление: Иннокентий Тытыгынаев

Mobirise Website Builder
Хардааччы Бэргэн, 2023
Театр Олонхо 
По мотивам олонхо
Андрея Титарова «Хадаар хааннаах, хабараан быhыылаах Хардааччы Бэргэн» 

Художественный руководитель, автор спектакля: Андрей Борисов
Сценография: Михаил Егоров 
Художник по костюмам: Сардана Федотова 

    ОЛОНХО В РЕПЕРТУАРЕ ТЕАТРОВ ЯКУТИИ  

Сегодня постановки по олонхо можно увидеть почти во всех театрах Якутии. Опера, балет, драма, музыкально-хореорафические спектакли, детские спектакли, экспериментальные постановки, театр кукол - репертуары охватывают множество жанров. Также ежегодно на Республиканском празднике «Ысыах Олонхо» ставятся новые постановки по мотивам эпоса того улуса, в котором проходит праздник. Это масштабное действие разворачивается на главной площадке праздника и собирает сотни профессиональных и самодеятельных артистов Якутии, объединяя служителей Мельпомены вокруг шедевра человечества. Олонхо по праву считается самым плодотворным жанром фольклора саха. И в первую очередь это определяется репертуаром театров Якутии.              

Использованные материалы 

AI Website Builder