01
Верхний мир Үөһээ дойду
В олонхо Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Верхний мир чаще всего представляется многоярусным. Ярусов может быть три, семь, девять. В мифологии центральных улусов Якутии Верхний мир состоит из ряда ярусов, количество которых в олонхо подбирается по аллитерации к эпитету неба. Небо имеет от трех до девяти ярусов:
Үс хаттыгастаах өндөл маҥан халлаан – трехъярусное приподнятое светлое небо, Тоҕус хаттыгастаах добун маҥан халлаан – девятиярусное высокое светлое небо.
Конкретное количество ярусов дает общее представление о многослойности неба, как в мифологии древних тюрко-монгольских народов. Повсеместно якуты самое нижнее небо (ярус) называют “сатыы халлаан”, т. е. пешее небо, нижние края которого свисают вниз по окружности, как бахрома, они трутся о приподнятые края земли. Вилюйские якуты делят Верхний мир на девять ярусов, различающихся по цвету. Яруса посередине неба у них соединены сквозным отверствием, выходящим под коновязью верховного небожителя и через него солнце посылает на землю тепло и свет.
В языке древних якутов сохранилось понятие о видимом голубом небе (“таҥара” – тенгри), как и у других тюркских народов. Понятие неба “халлаан” происходит от глагола “халын” – проясняться; производные от него словосочетания: “халлаан таҥара” (ясное небо), “таҥара сырдаата” (небо рассвело), “былыттаах таҥара” (облачное небо) указывают на синонимичность слов “таҥара” и “халлаан”. У монголов и бурят небо (“көк тэнгри”) обожествлялось, эти тэнгрии – небожители стали доброжелательными или злыми божествами. У якутов же высшие верховные божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном, населяющие Верхний мир, стали духовными существами, близкими к божествам, покровительствующим людям “айыы аймаҕа”.
Особо почитаемыми божествами небесного пантеона верховных божеств якутской мифологии являются:
- боги судьбы и рока Одун Хаан, Дьылга Хаан, Чынгыс Хаан;
- небесный писарь Усун Джурантаайы;
- богиня чадородия Айыысыт;
- бог-покровитель лошадей Джёсёгёй и др.
Они занимают Восточную и центральные части верхних ярусов неба и вершат судьбы всего мира.
На западном и юго-западном краях нижних ярусов неба живут племена Верхних абаасы, злые чудовища во главе Улуутуйар Улуу Суорун Тойон, богатыри этого племени несут беды и несчастья племенам, жителям Среднего мира. Они насылают разные болезни, похищают женщин Среднего мира, вступают в жестокие схватки с богатырями Среднего мира.
Две дороги ведут в Верхний мир. Дорога, ведущая к светлым, добрым божествам во главе с Юрюнг Аар Тойоном находится на восточной стороне Среднего мира. А дорога, ведущая к племенам Улуутуйар Улуу Суорун Тойона, находится на западной стороне мира. Эти дороги охраняются своими стражами или духами-иччи. В олонхо многоярусный Верхний мир имеет куполообразную форму и своими нижними краями сходится с краями земли. А земля по краям чуть приподнимается к верху и скрежетом сходятся с краями неба.
© Винокуров В.В., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018
02
Средний мир Орто дойду
В мифологии якуты считали себя заселенными на территорию Среднего мира при создании трех стран (трех миров). В олонхо описывается трехъярусная модель мира: Верхний, Средний и Нижний.
Средний мир считался средоточием Вселенной, другие страны – диковинными мирами. Миры эти располагались по вертикали, один над другим. В архаическом мифе о создании нового представления о мире сохранились сведения о войне между тремя объединениями племен, поделившими мир на три части. Средний мир находится между Верхним и Нижним мирами, климат здесь умеренный, имеется сочная, достаточная растительность. Солнце светит ясно, оно всходит и заходит. Зиму узнают по снегу (по инею). Восточная страна Среднего мира, залегающая к восточным странам Верхнего мира, отличается теплым климатом, вечнозеленой растительностью, ярким, не заходящим солнцем, растительность не испытала на себе гибельных действий заморозков. Здесь-то и был заселен первый якут – “ураанхай саха”.
На западной части страны находится “Араат байгал” (варианты: Араат, Арылы), на западной окраине находится “Муус Кудулу байгал”. В Среднем мире имеются четыре великие дороги: две – в Верхний мир, две – в Нижний. Главная из двух дорог, ведущих в Верхний мир, называется “Кэгэлээх Кээхтийэ хан артык” – Кяхтинская дорога на юго-западной стороне от этого моря. На восточной грани Среднего мира находятся теплые моря. Земля находится в центре Вселенной как единственная страна, как сам эпический герой, считавший себя единственным человеком на земле. В олонхо красочно и подробно описываются величие, красота и богатство природы этой страны, где все эпически гиперболизировано. В центре этой изобильной страны находится священное родовое дерево Аал Луук Мас. Оно связывает все три мира: в Среднем мире оно растет, а верхние ветви его доходят до жилища Верховного божества в Верхнем мире; корни уходят до жилища владыки подземного мира Арсан Дуолая. В нем обитает дух-хозяйка страны Ан Алахчын хотун. Она – богиня земли, подательница и покровительница людей и всего живого в Среднем мире.
Эта страна создана для счастья людей, в ней царят вечное лето, изобилие и благодать. Племена “айыы аймага” поселяются в Средний мир по велению божеств айыы для его обустройства, чтобы размножить стада “рогатых” и “парнокопытных”, главное – человеческий род.
В олонхо согласно мифу о трех мирах, после разрушительной войны между тремя братьями мир был поделен на три мира. После этого началось заселение Среднего мира потомками (сыновьями, внуками) Верховного божества Юрюнг Ар Тойона. Был заключен мирный договор, воюющими сторонами были избраны должностные лица для трех миров: Чыныс Хан (Чингис-хан), Одун хан (Одун-Хан), Джылга Тойон (Господин Джылга тойон), в их функции входил контроль за выполнением этого договора. Позже функции трех божеств слились и стали идентичными. Последним был Джылга-хан, который часто упоминается в олонхо, как распорядительная и исполнительная власть по трем мирам. Писцом был избран Уот Дьурантаайы, происходящий из племени Улутуйар Улуу Тойона. При первоначальном заселении Среднего мира 35 племенами “айыы аймага” из Верхнего мира, во главе поставили младшего сына верховного божества Тюёнэ Могол Тойона с женой Кус Хангыл Хотун. Остальные племена, как более культурные и оседлые, чем древние якуты, явились в Средний мир в лице “иччи”, т.е. духов-хозяев природных объектов, а также покровителей разных промыслов и отраслей хозяйствования. Дарителем и покровителем огня был старший сын Улуутуйар Улуу Тойона. Первый кузнец был из Нижнего мира.
Олонхо представляет владения Среднего мира более мощными и цветущими, чем Верхнего и Нижнего миров. Средний мир представляется широкой, вольготной, изобильной страной, поверхность ее покрыта пышной и разнообразной растительностью, в водных глубинах кишат косяки рыб с серебряной чешуей, леса и горы полны всякой дичи, плодородны поля и луга для разведения конного и рогатого скота. Земля со всех сторон окружена водными пространствами, морями, их местоположение указывается по сторонам света. По анимистическим представлениям якутов, весь окружающий мир одухотворен, все предметы, объекты и явления природы имеют духов – хозяев-иччи. Якутские духи-иччи соответствуют алтайскому ези – хозяину (невидимому духу), монгольскому едзену, бурятскому ежину, в том же значении. Люди относились духам-иччи как к живым существам, требующим к себе почтительного отношения и кормления в виде жертвоприношений. Вместе с угощением они старались их задобрить славословием или заклинанием-алгыс в честь каждого духа-иччи. Представления об иччи как о человекоподобных существах связаны с почитанием священных мест и обрядами жертвоприношения их духам, здесь мифология смыкается с религиозными верованиями.
Заселение Среднего мира племенами айыы повествуется в мифах и олонхо как вынужденная колонизация в результате войны. На новой территории предков якутов застает век железа и серебра, используются орудия борьбы из кости животных. Вместе с потомками верховного божества, названными в олонхо “айыы аймага”, были спущены тучные стада рогатого и конного скота, как основное богатство родоначальников племени “айыы аймага”, богатырей айыы, будущих прародителей родов. Они живут большими патриархальными семьями, как и в Верхнем мире. В некоторых олонхо родоначальниками становятся Саха Сарын Тойон с женой Сабыйа Бай Хотун или Тюёнэ Могол огонёр с женой Кюн Кюбэй эмээхсин с сыновьями и дочерьми. У них имеются богатыри-воины, состоящие из всадников (дархан, бёгё, ботур), стрелков (бэргэн- мэргэн) и пеших воинов-пехоты (хара), проходившие специальное военное обучение), прислуги (чагар), домашних рабов (кулут), многочисленной челяди, ухаживающей за скотом. Среди этих прислужников (чагар) и домашних рабов (кулут) имеются небесные скороходы-вестовые, сторожевые, конюхи из среды мелкой знати (хара). В военное время они превращаются в воинов, которыми руководят богатыри из среды тойонов среднего сословия (профессиональные боотуры) и высшей аристократии (бёгё и дархан). Народ в олонхо воспевает воинов среднего сословия или вышедших из низших слоев общества: богатырей-ботуров, лучших стрелков-бэргэнов (вариант-мэргэнов), пеших воинов-силачей из числа хара, напр., олонхо “Бэрт Хара”, совпадающий с историческими преданиями о легендарном силаче-воине Бэрт Хара, то ли зяте, то ли враге легендарного якутского правителя Тыгына. Из этнографических материалов известно, что на празднике ысыах шаман айыы со своими помощниками (девятью чистыми юношами и восемью непорочными девушками в возрасте до 14 лет, которые считались “битииһиттэр”, “джёсюёлджюттэр”) справлял обряды как жрец. В якутской мифологии люди айыы Среднего мира живут в окружении божеств и второстепенных духов-иччи более низкого уровня, как в естественном природном окружении человека.
© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018
03
Нижний мир Аллараа дойду
По космогоническим представлениям якутов, миры расположены по вертикали, один над другим, под Средним миром находится Нижний мир.
Согласно мифу о трех мирах, Нижний мир достался младшему из трех братьев Арсан Дуолаю, все 36 его племен в виде чудовищ-абаасы заселились в Нижнем мире, где “зияющая преисподняя стала служить им неприступной твердыней”. В пространстве олонхо чудовища-абаасы обитают не только во всех четырех сторонах света (восток, запад, север, юг), но и на морском острове, т.е. связаны с водной стихией. Они населяют Нижний мир и являются хозяевами гор. Нижний мир расположен внизу, на севере. По его опушкам находятся крайние моря. Локализация их места обитания – северная сторона Нижнего мира, описываемая как холодная ледяная страна. Абаасы в эпосе выступают также в качестве духов-хозяев определенных местностей, обычно огненных морей и океанов. Имеются общие названия этих морей (Ат муора-Адское море, Уот муора – Огненное море, Итии море – Жаркое море, Иччитин бараабыт Иччитэх байгал – Уничтоживший всех своих обитателей Пустынный океан и др.). Страна населена особыми враждебными племенами – “абаасы аймага” или “аджарай биисэ”, конфликт и борьба богатырей айыы с ними составляют основу развития сюжета любого олонхо.
Мифы о Нижнем мире распространены в мифологии многих народов Сибири. Часто племена абаасы обитают в недоступных, самых темных и глухих местах Нижнего мира. Нижний мир покрыт незасыхающими болотами, что даже его обитатели (разные насекомые, пауки) увязают в нем; там растут уродливые железные деревья и травы. Нижний мир отличается от Среднего холодным и сырым климатом. Солнце и луна не дают полного света, поэтому небо похоже по цвету на “недоваренную уху”. Здесь вечный мрак и туман. В эпосе Нижний мир описывается как сумеречная страна, с особыми щербатыми солнцем и луной, дающими тусклый свет. Только южный край, который соприкасается со Средним миром, отличается сходством с ним, но там водятся лягушки, ящерицы, жуки.
Жители Нижнего мира в олонхо живут семьями, как и в других мирах. Владыка Нижнего мира Арсан Дуолай имеет большое семейство со множеством детей, жена Ала Буурай Хотун с деревянными колодками. Богатыри абаасы – уродливые одноногие, однорукие, одноглазые циклопы, отвратительной внешности, они вечно враждуют с людьми айыы, крадут у них девушек и женщин, напрашиваются в зятья и мужья. Они грубы и примитивны.
Богатыри Среднего мира спускаются в Нижний мир по узким ущельям (аартык), увешанным шкурами волков и медведей, чтобы пройти по этим ущельям богатырям айыы приходится превращаться в железный кол или пику, ледяную ель, никогда не спускаются на своих лошадях.
Богатыри абаасы – главные противники богатыря айыы. Они наделены необыкновенной силой, упорством, настойчивостью, искусны в ведении боя, т.е. они – хорошие воины. Несмотря на свою жестокость, вероломство, коварство и хитрость, одновременно, они – незлобивы, простодушны, их легко обмануть, часто проявляют покорность, легкомыслие, наивность и глупость. С момента прибытия в Средний мир, они начинают разрушительные действия. Прибытие богатыря абаасы в олонхо описывается на фоне разбушевавшейся стихии. Характерно затемнение солнца в момент прибытия абаасы. Внешний вид богатыря абаасы и бедствия, возникающие при этом, свидетельствуют о том, что образ абаасы в большей степени связан с природными стихиями, часто с хтоническими силами, что свидетельствует об архаичности этих образов. В образе богатырей абаасы наряду с мифологическими представлениями отражены и реальные отголоски взаимоотношений древних якутов с чужими враждебными племенами.
© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018
04
Место и способы борьбы богатырей айыы по трем мирам
В эпосе борьба происходит между враждующими племенами из Среднего мира (айыы) и Нижнего и Верхнего мира (абаасы) на территории Среднего мира. Местом для первой битвы является каменное плоскогорье, находящееся над южным небом. Это – знаменитое поле-побоище с грозным названием “Госпожа Онолутта со случайными несчастьями”, омытое кровью, покрытое костями множества богатырей, вокруг стоят колья с надетыми на них черепами. Над этим полем крутятся в метели и бури в страшных вихрях, носятся духи войны и битв. Если в поединке силы становятся равны, то это грозит большими бедствиями. Все духи и божества Среднего мира обращаются с просьбой к верховному божеству об удалении богатырей на другое место. Сражающихся ловят божественным арканом и отправляют на ускользающую островерхую скалу – гору Солнца и Луны в Верхнем мире.
Если богатырь абаасы чувствует превосходство богатыря айыы, то просит прекратить борьбу. Тот не соглашается, тогда противник, произнеся тираду оскорбительных слов, пускается в бегство. Богатырь айыы преследует его и начинается борьба. Она приносит трем мирам неисчислимые бедствия (чахнет и гибнет растительный мир, живые существа не могут родить в срок, миры дрожат). Тогда Верховное божество дает распоряжение удалить их и разрешить спор опасным состязанием на волшебной веревке “Халлаан халбас харата”, натянутой над Огненным морем в Нижнем мире. Об этом решении сообщается божествам Чингис-хану и Джилга-хану, вершителям судеб людей. Господин Джилга-хан призывает трех титанов мира из Западного неба, поставленных на стражу вокруг титана трех миров, закованного на вечные времена. На небе появляется волшебная веревка, висящая над Огненным морем смерти, где начинается битва богатырей.
Волшебная веревка крутится, наносит смертельные удары, скользит, движется вверх и вниз, из стороны в сторону стремительно, все свистит и расплывается в ленту. Обычно побеждает богатырь айыы, тогда он признается величайшим богатырем и титаном трех миров, достигшим последнего уровня богатырства.
Пределом богатырских подвигов считается:
- Троекратная борьба в Нижнем мире и борьба с духом-хозяином “Муус Кудулу байҕал”
- Троекратная борьба в Среднем мире и борьба с тунгусским богатырем
- Борьба в Верхнем мире.
Великим считается тот, кто боролся на Волшебном кургане. Но и это еще не предел богатырства. Последняя победа – это борьба с духом-хозяином Огненного моря Черным волшебником, знаменитым Моҕойдооном, драконом- чудовищем о трех головах, с шестью руками и ногами. Такой богатырь считается титаном, равным самим небожителям, божествам. Титан, достигший предела богатырства, не имеет права повторять свои подвиги по трем мирам, его ждет жестокое наказание.
© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018
05
Топонимика Олонхо
Топонимическая лексика играет важную роль в создании миров Олонхо – она не только создает художественное пространство, но и сообщает некоторые лингвокультурные сведения. Количество топонимов в текстах олонхо исчисляется десятками и сотнями. К примеру, в олонхо «Нюргун Боотур стремительный», состоящем из 36000 тысяч стихотворных строк, исследователи насчитали 216 географических терминов, а в олонхо «Кыыс Дэбилийэ» – 203 наименования. В данном разделе перечень топонимов, составленный сотрудниками Научно-исследовательского института Олонхо.
Топонимы олонхо «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта»
Аан ийэ дойду (Изначальная матерь-земля) – земля.
Аат дьабын дойдута (Нижний мир адский) – бедовая страна Нижнего мира, место обитания богатыря абаасы Тимир Чохчордоон.
Аҥаат муора (Море Арат) – гора на западной стороне изначальной матери-земли; аҥаат – обширный, просторный.
Будулҕаннаах кудулу байҕал (Мутное море северное) – несущее опасности море Нижнего мира; кудулу – широкий, прожорливый.
Будулҕаннаах муус муора, Муус будулҕа(н) байҕал (Океан ледовитый / Мутное море ледовое) – ледяной океан на северной стороне изначальной матери-земли.
Даладыкы эбэ хотун (Хотун Даладыкы) – местность в Среднем мире, родина, где выросла главная героиня.
Имэҥнээх итии байҕал (Пылкий океан тёплый) – тёплый океан на южной стороне изначальной матери-земли.
Орто дойду, Орто туруу дойду, Орто дьаҕыл дойду – Средний мир.
Охсуһуулаах очуос, Оһоллоох уһулу очуос (Скала несчастий-схваток, Утёс сражений, Грозный утёс бедствий) – смертельноопасный утёс в середине океана Уот будулган байгал для богатырских битв.
Толомон чаҕаан толоон (Блестящая долина величавая) – долина, на которой находится холмик-жилище стариков Сээркээн Сэсэн и Сэсэн Чэмэй; толомон – самый крупный, лучший, отборный, чаҕаан – блестящий, яркий.
Туналҕаннаах добун хайа (Гладкая гора высокая) – огромная гора на южной стороне изначальной матери-земли.
Уот будулҕан байҕал (Огнём горящий океан) – Огненный океан на дальнем крае севера.
Хара күҥкүс аартык (Чёрный проход смердящий), Хаан ньамаҕыллай аартык (Проход кровавый) – названия одного перевала на севере, ведущего в Нижний мир; ньамаҕыллай от ньамах – грязь, нечистота.
Источник: Ядрихинский П.П.-Бэдьээлэ. Дьырыбына Дьырылыатта кыыс бухатыыр = Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта : олонхо / П.П. Ядрихинский-Бэдьээлэ ; запись П.Н. Дмитриева-Туутук ; ФГАОУ ВО «Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова», Научно-исслед. ин-т Олонхо, Ин-т языков и культуры народов Северо-Востока РФ. – Якутск : Көмүөл, 2019. – 512 с. – (Серия «Якутское олонхо»).
Топонимы олонхо «Кыыс Дэбилийэ»
Буолак — поле, предназначенное для битв богатырей; от русск. поле.
Западный Сибиир (Арҕаа Сибиир) — страна в Среднем мире. Видимо, это понятие в олонхо образовалось под влиянием названия Сибирь. Однако слово Сибиир, синонимичное в олонхо слову сир («земля, страна»), современному географическому названию не тождественно. По Э.К.Пекарскому, сибиир — «обширная страна, вселенная, мир»; арҕаа — «запад, западный».
Килэйэ Хаан — перевал, по которому поднимаются из Нижнего мира. Килэйэ от килэй «блестеть, поблескивать»; хаан «кровь»; Килэйэ Хаан дословно переводится как «перевал, поблескивающий от пролитой крови».
Кимээн-имээн — эпическая местность, где добывается необходимый для изготовления богатырского лука корень дерева; встречается во многих олонхо вместе с названиями Тумаан-имээн и Хамаан-имээн при описании лука богатыря.
Кырпыайка — место, предназначенное для богатырских битв.
Унаарытта Эбэ Хотун — долина (алаас). Якуты свое место обитания почтительно называют эбэ «бабушка», а в олонхо — эбэ хотун «бабушка-госпожа»; Унаарытта от унаар «марево сухой туман; тихий летний жар, когда воздух приобретает синеватый оттенок».
Уот Кудулу — мифологическое огненное море. Уот — «огонь, огненное, кипящее», кудулу — «ненасытное, прожорливое».
Хонгорой Джуорсун (Хоҥорой Дьуорсун) — узкий, высокий и голый мыс.
Чагыйа Хаан (Чаҕыйа Хаан) — проход из Нижнего мира в Средний мир. Чаҕыйа от чаҕый «бояться, опасаться грозного вида чего-нибудь, отступать, робеть»; хаан » — кровь, кровный родственник, большой, великий, важный, почтенный».
Юёдэн (Үөдэн) — то же, что Ютюгэн.
Ютюгэн (Үтүгэн) — преисподняя, Нижний мир; пропасть, бездна, неизвестная даль.
Источник: Кыыс Дэбилийэ. Якутский героический эпос. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 330 с. (Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»).
06
Обряды в Олонхо
ОБРЯ́ДЫ ДЕТОРОЖДЕ́НИЯ. Комплекс обрядов деторождения в олонхо включает циклы, идущие поэтапно: испрошение души-кут ребенка бездетными родителями, роды, послеродовые ритуалы, наделение статусом новорожденного. В эпосе весь комплекс сопровождается песнопениями и магическими действиями. Пение выполняет магическую функцию коммуникации, соединяя и разделяя по вертикали три мира, пребывающих в них видимых и “невидимых” персонажей. Мотив чудесного рождения от престарелых родителей – распространенный мотив в мировом эпосе и сказочном фольклоре. Испрошение души-кут ребенка. Мотив испрашивания детей престарелыми родителями в олонхо связан с архаическими обрядами. Данный обряд моделирует обменные отношения между миром людей-просителей и миром духов, божеств-дарителей души-кут детей. Просителями выступают бездетные родители преклонного возраста (90-летние, 80-летние старики). Их бездетность объясняется отрицательными действиями, совершенными родителями в молодости. Существуют в олонхо и реликтовые мотивы испрошения: 1) Традиционное обращение к шаманам и через жертвоприношение получение души-кут детей в виде изображений птичек; 2) Испрошение детей у духа-дерева “орук мас”, вручается божественная влага “илгэ”, родители съедают ее, рождается мальчик, будущий богатырь. Чудесное рождение детей: а) Рождение детей через хвощ-траву, выросшую на могиле и съеденную будущей матерью. Необычная хвощ-трава в сюжете олонхо “Бэрт Хара” связана с подземным миром мертвых. Здесь видна универсальная идея о круговороте жизни растений, которая включала концепцию “жизни после смерти”. б) Рождение одинокого героя и его воспитание на ветвях мирового дерева Аал Луук Мас – типичный эпический мотив. Это – реликтовый мотив идеи о фитоморфных тотемах-родовых деревьях, сохранившийся в сказках и эпосе якутов. в) Чудесное рождение героя матерью-лошадью в Среднем мире. Спускаясь в Средний мир по воле верхних божеств, мать-лошадь проявляет свою двойную природу: в Верхнем мире она – антропоморфна, в ином Среднем мире – зооморфна, туда она проникает особым способом (в виде кобылицы) при помощи удаганок. Здесь произошло соединение концепции магических шаманских превращений и культа коня у якутов (представление о небесном происхождении коня, даруемого божествами). Такая особенность рождения героя объясняет двойственную природу богатыря, его принадлежность двум мирам, его способности к магическим превращениям.
Роды. Тяжелые и неестественно продолжительные роды предвещают появление на свет богатырского младенца. Огромный рост и необычайные силы ребенка проявляются уже в колыбели. В олонхо подробно отражаются традиционные роды. Перед родами роженица поет ритуальную песню с перечислением деталей родильного обряда: муж готовит место для родов, для нее варится родовой саламат, закалывается ритуальный жеребенок, развязываются все узлы и шнурки в доме, распускаются волосы у роженицы “для легкости и быстроты родов” и т.д. После разрешения родов повитуха угощала огонь маслом, благодарила богиню Айыысыт, отвечающую за роды, вечером устраивали небольшое празднество (“оҕо малааһына”), посвященное ребенку и богине чадородия. Если родится мальчик, вешали стрелу с орлиным пухом, если девочка – то ножницы или сережки. Обряд “Проводы Айыысыт”. Во время трех дней пребывания богини Айыысыт в доме роженицы, не ругаются, не ссорятся, не стучат посудой, кормят огонь. Благодарственный обряд проводов богини совершался для получения ее покровительства новорожденному и семье. В олонхо не отражается ритуальный смех присутствующих в проводах молодых женщин, символизирующий плодоносящую силу, будущую плодовитость будущих матерей. В хакасских материалах (Н.Ф. Катанов) причину проведения послеродильного обряда по истечении трех суток объясняется выпадением пупка младенца, означающим прерывание его связи с матерью. В олонхо младенец-богатырь растет не по дням, а по часам и через три дня, получив имя, коня, доспехи, родительское благословение отправляется в первый поход.
ОБРЯ́ДЫ СОВЕРШЕННОЛЕ́ТИЯ. В эпосе биография героя-богатыря развивается быстро. После ритуалов деторождения идут обряды совершеннолетия. Наречение имени в эпосе выступает как обряд “посвящения в воины”, где герой сразу чудесным образом получает богатырского коня, оружие, доспехи, указание на свою суженую. У древних якутов существовало обучение военному делу среди представителей военного сословия и правящего клана (тойоната). После обучения их дети становились профессиональными воинами (боотур, бёгё, бэргэн, хара). Система военного обучения имела 4 стадии: 1) обряд определения новорожденного на военное поприще; 2) начальный этап воспитания (начиная с 3-4-х лет); 3) завершающий этап воспитания (подростковый период); 4) обряд посвящения в воины и наречение именем. Специальные военные виды игр и обрядов проходили как турниры боевого и ритуального единоборства во время праздника ысыах: стрельба из лука (“далла мэндэтии”), национальная борьба между силачами (“хапсагай”), искусство владения холодным оружием, джигитовка, умение пользоваться защитным оружием. При подготовке джигитовки проходила игра “халбас харата” – борьба двух игроков на туго натянутой веревке между столбами, когда веревку раскачивали, игроки, балансируя на ней, должны были скороговоркой перечислить все части коня. В олонхо последний бой равных титанов завершается на волшебном канате “халбас харата”, вертящемся над Огненным морем, проигравший падал и сгорал в нем. При стрельбе из лука в мету побеждал тот, чья стрела при одновременном выпуске стрелы вверх, падала последней на землю. В олонхо мать учит сына стрелять из лука, сама становясь мишенью на дальнем расстоянии. Сын стреляет в голову матери, целясь в “тусахту” – металлическое украшение на ее лбу. В обряде совершеннолетия юношу подвергали особому испытанию: сидящему в юрте неожиданно входил искусный воин, нападал на него с оружием в руках. После юношу раздевали и осматривали, не коснулось ли оружие его тела, нет ли ран. Выдержавшему испытание на лицо накладывали ритуальный шов: “поперечную мету” как человеку, прошедшему воинское обучение. Изготовление и получение оружия и доспехов разрешалось после осмотра воина, которого допускали к обряду посвящения в воины. По своей форме он был инициальным, большое значение придавалось морально-религиозным факторам. Обряд проводился жрецом (айыы ойууна) с участием бывалых воинов, при большом стечении народа. Специальный обряд вселения в посвящаемого воина духа кровопролития (“Илбис түһэрии”) проводился с обязательным человеческим жертвоприношением Богу войны и кровопролития Илбис-Хаану. После обряда воину вручалось личное боевое оружие, он получал право надеть доспехи. После этого воин получал свое “взрослое” имя. Наряду с Илбис-Хааном почитались его дети – духи Илбис Кыыһа (дочь Илбиса), Оһол уола (сын Увечий). Сам Илбис – Хаан относился к светлым божествам, будучи одним из семи братьев божества коня (Күрүө Дьөһөгөй Айыы). Сущестовал обряд обращения богатыря айыы в олонхо к дочери Илбис Кыыһа с просьбой о ниспослании ему боевой страсти (имэҥ). Получение богатырского коня входило в обряд совершеннолетия, связанного с первым походом. В олонхо иногда воспитателем героя выступает дух-хозяйка земли Аан Алахчын Хотун. В некоторых сюжетах герой спускается с Верхнего мира и воспитывается на дереве у богини Земли. Воспитание героя происходит таким образом: “Посередине Средней земли растет священное дерево Аар Кудук Мас. На этом дереве было когда-то большое гнездо. В гнезде на белоснежной постели под теплым одеялом спал мальчик. Когда он, проснувшись, потянулся, то нащупал ногой что-то теплое, Поглядел мальчик – лежит рядом с ним красивая девочка, его сестра. Мальчик и девочка не знали, как они появились на свет на священном дереве с правой стороны висели доспехи, орудия труда и охоты, одежда и еда для мальчика, а с левой стороны – все, что нужно для девочки (Емельянов, СЯО). Аан Алахчын Хотун не только воспитывает, но также дает силу и взрослому богатырю перед походом, или в случае истощения его физической силы во время битвы. Обязательными мотивами являются: воспитание, обращение к божеству за помошью, получение помощи, при наличии священной вертикали. Иногда идет замена этой священной вертикали в виде холма (воспитание старшего сына КХКК, Мюлдью Беге). Первый воспитывается внутри серебряного кургана двумя старухами (духи-хозяйки местности), а мать ходит туда кормить грудью младенца. Когда мальчику исполняется 9 лет, мать, заплатив за обучение, забирает сына. Он оказался “хромым, но очень сильным богатырем-магом”. Он характеризуется как полуайыы-полуабаасы, т.е. существом двойной природы. Такие герои в олонхо появляются в результате случайной связи богатыря айыы с девкой абаасы. “Исчезновение” или “убегание” такого ребенка, появляющегося только перед первым походом является мотивом чудесного рождения ребенка, впоследствии становящегося могучим богатырем. Исчезнувший ребенок часто воспитывается у магов, чародеев, следовательно, на самом деле будущий воспитатель похищает младенца, чтобы воспитать необычного богатыря. Характер воспитания, сам воспитатель, место воспитания (курган, холм, гнездо) в олонхо имеют тесную связь с шаманской инициацией.
© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018