Персонажи нижнего мира - Сайт Олонхо
Главная / Персонажи Олонхо / Персонажи нижнего мира

01

Айаан Куйаан

Имя шамана абаасы в олонхо “Ёлю Юёдэлбэ Бухатыр” (“Өлүү Үөдүлбэ Бухатыыр” – “Богатырь Ёлю Юедюлбэ”) Е.Д. Николаева-младшего, записанного Э.К. Пекарским в 1888 г. Выступает помощником богатыря айыы Богатыря Ёлю Юедюлбэ, что является редким случаем в якутской эпической традиции. В опубликованном тексте подробно обрисованы шаманский костюм, бубен и колотушка. Несмотря на то, что шаман А.К. – одноглазый, одноногий и однорукий абаасы, образ его жизни схож с племенами айыы. Он живет в деревянной юрте, хотя абаасы обычно живут в железном доме, имеет коня Айдаарыкы Чуогур, в олонхо богатыри абаасы ездят только на быках. Слово “Айаан” – ‘шум, тревога’.

© Анисимов Р.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

02

Богатыри-абаасы

Абааһы бухатыыра, главные враги героев олонхо из племени злых чудовищ Нижнего мира. Они всегда нападают на племя айыы аймага Среднего мира, разрушают страну богатыря айыы, убивают и уводят в плен его людей и скот, их имущество. Нападение богатырей абаасы на племя айыы аймага выражается в форме похищения их женщин (сестер, невест, матерей), борьба за них является главной сюжетной коллизией олонхо. Часто похищению женщин предшествует “сватовство” богатыря абаасы за женщину айыы, оно изображается в олонхо как начало враждебного вторжения богатырей абаасы в страну племени айыы. Богатырям абаасы приписываются различные пороки варваров: вероломство, грубость, неотесанность, нечистоплотность, неразборчивость в еде; они представляются каннибалами, что свидетельствует об архаичности этих образов. Они хвастливы, самонадеянны, бахвалятся грубой силой, им неведомы элементарные нормы человеческого поведения: честь и достоинство воина. Их злой природе соответствует внешний вид: это уродливые, одноногие, однорукие, одноглазые циклопы гигантского роста. Их одежда состоит из железа, необработанных шкур животных. Таким образом, в олонхо образ богатырей абаасы изображается в карикатурно-сатирическом и гротескном плане. С этой целью в их портретах и речи употребляются малоизвестные слова и обороты, архаизмы и неологизмы, вошедшие из др. языков, не вполне понятные самим якутам. Это свидетельствует об их иноплеменном происхождении. Как воины они являются достойными противниками богатыря айыы: обладают необыкновенной силой, упорством, мастерством в ведении боев, жестокостью, вероломностью, коварством и хитростью, в то же время они бесхитростны, простодушны, не очень умны, незлопамятны, доверчивы. Богатырь абаасы как носитель зла в конце олонхо обязательно терпит поражение и погибает.

В образе богатырей абаасы наряду с мифологическими представлениями отражены реальные взаимоотношения древних якутов с чужими племенами, с которыми им пришлось вступать в боевые конфликты. В олонхо образ богатыря абаасы представляет собой мифологизированное обобщение всякого зла, которое народ видел на протяжении своей долгой истории.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

03

Бюгюстээн Хара

Сутулый Черномазый, богатырь абаасы, главный противник богатыря айыы в олонхо “Неспотыкающийся Мюлджю Сильный” Д.М. Говорова. Б.Х. был рожден необычным образом. Его мать Старуха Тимир Агыластай после тяжелой беременности разрешается четырехгранной каменной глыбой, а она, в свою очередь, при падении разбивается надвое, из нее выскакивает железный ребенок ростом в три сажени и в обхват – полторы сажени, который с криком начинает бегать взад-вперед по каменному полю. Б.Х. изображен уродливым гигантом. У него уродливая шея в три маховых сажени, “обвязанная железным галстуком”, уродливое лицо со свешивающимся вниз слизисто-зеленым языком длиною в семь маховых саженей, который он трижды обвертывает вокруг шеи. Его назначение – грабить и пускать по миру жителей всех трех миров: верхнего, нижнего и среднего. Б.Х был побежден главным героем олонхо Мюлджю Сильным. Его тело было сожжено, а голова воткнута на шест, поставленный на месте богатырского боя как память о победе богатыря айыы.

Имя Б.Х. упоминается еще в одном олонхо “Джуларытта Дохсун” Е.П. Барашкова, только на этот раз в женском обличии, она мать абаасы Уорда Малаан.

© Анисимов Р.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

04

Илбис кыыса

Илбис кыыһа, дочь духа кровожадности, войны и раздора. Насылает состояние исступления и жестокость на сражающихся. Имеет много эпитетов, изображается в виде чудовищной трехгорбой вороны. В олонхо “Нюргун Боотур Стремительный” П.А. Ойунского дается её полное имя: Высасывающая сгустки крови, вовлекающая в совершение преступления, имеющая рябый хвост и ладони-крюки, разрушающая все вокруг, зачинщица раздора (Хаан өһөх эмсэхтээх, Эринньэ буруй, Эбир кутурук, Лабаа тохтуган, Торҕо түүрэй, Тордуох ытыс, Илбис Кыыһа, иирээн төрдө Тиил-Тилинньэх, Ытыһын таһыйар Ытык-Кыймылыын, Куо-Холбонньой).

© Львова С.Д., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018