Персонажи среднего мира - Сайт Олонхо
Главная / Персонажи Олонхо / Персонажи среднего мира

01

Байанай

Баай Байанай, Байанай Боотур, Барыылаах, Баар Барыылаах тойон, Баай Барыылаах Байанай тойон, дух-хозяин лесных угодий, зверей и птиц, покровитель охотников. Главный из богов (духов-покровителей) охоты и промыслов. Б. в фольклоре описывают веселым стариком с внешностью таежного охотника. Для получения удачи на охоте к Байанаю обращались со специальными заклинаниями и приносили в жертву еду от первого убитого на промысле зверя. В якутской мифологии насчитывается семь братьев – покровителей охоты. Б. – старший и наиболее популярный из братьев. Каждый отвечает за определенный вид охоты. Например, один из братьев Курагаччы Сююрюк помогает охотнику настигать зверя, а Куралай Бэргэн – метко стрелять. Б. имеет множество имен-эпитетов.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

02

Богатырь айыы

Айыы бухатыыра, главный герой олонхо. Он – как правило, божественного происхождения, внук (реже сын) верховного божества Юрюнг Айыы Тойона. Обстоятельство, что герой в начале своей жизни и деятельности одинок, не знает своих родителей, толкает героя к началу богатырского похода. Впоследствии он обязательно узнает о своем божественном происхождении. В эпосе детально прослеживается его чудесное рождение, происхождение, чудесное детство – поскольку в некоторых сюжетах олонхо он изображается как первый человек на земле и кульутрный герой, который впоследствии становится первопредком эпического племени айыы аймага. Мотив божественного происхождения героя и его племени связан с его особой миссией стать зачинателем рода человеческого и жизни на земле. Во многих сюжетах герой-сын божества и спускается в Средний мир с особой миссией стать предводителем племени “ураангхай саха”, для заселения земли и защиты людей. В др. сюжетах богатыря спускают с неба в наказание за какие-либо проступки, или грехи родителей. В таких сюжетах богатыри олонхо выступают как отверженные потомки божеств айыы. Первыми и единственными людьми на земле изображаются богатыри Эр Соготохи (Мужи-Одиночки) из этого цикла сюжетов. Герой и его сестра – как первые и единственные люди на земле фигурируют во мн. сюжетах олонхо. Если родители и есть, то герой-богатырь рождается у престарелых родителей (матери – 80, отцу – 90 лет). В олонхо распространены сюжеты с мотивом уродства при рождении главного героя (карлик, калека, невероятный урод, недоносок, немой, глухой, в образе животных: полуволк-полумедведь, полуконь-получеловек, серая ласка и др.). В некоторых олонхо рождается необычный ребенок – необыкновенно крупный и обладающий силой взрослого человека. Новорожденный растет не по часам, а по дням. Ему предстоит пройти богатырскую закалку – в этом проявляются параллели с волшебной сказкой. Чудесное зачатие и рождение служат залогом необыкновенных событий в жизни героя. Однако все сюжеты олонхо сводятся к теме героического сватовства и женитьбы. Герой олонхо отправляется в боевой поход в поисках невесты и приключений. Внешний облик героя статичен и не меняется во времени. При портретной характеристике героя используются гипербола, эпитеты и сравнения, показывающие мощь и силу богатыря, он изображается как идеальный человек, мужественный защитник. Сам герой в своих монологах-песнях рассказывает о своем богатырском пути, о защите им страны и людей, о борьбе против врагов, об устройстве счастливой жизни на своей родине.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

03

Буура Дохсун

Могучий Стремительный (Бууралҕаннаах Буурҕа Дохсун, Дуурай Дохсун), бога тырь из Верхнего мира, сын божества грома Сюнг Дьаасын, типичный персонаж олонхо. В олонхо “Эр Соготох” А.Я. Уваровского этот мифологический персонаж Верхнего мира называет себя жителем Нижнего мира, именуемой Нэс Ютюгэн. Характеристика его страны, его жилища, его пищи указывает на огненное происхождение Б.Д.: земля в его стране – из черного пепла, дом – из красных углей, лето в его стране жарче огня, пища его – раскаленные камни, жажду он утоляет огненным пламенем, у него бессмертное дыхание и несгораемое тело, а его соплеменники – существа без рук и ног, с острыми рогами и с хвостами. И обликом Б.Д. схож с богатырями абаасы из других олонхо: ростом он с могучую лиственницу, голова у него – с огромный медный котел, в середине лба – подобно проруби на зимнем озере – единственный немигающий глаз, торчит единственная беспалая рука, подобная лопате, из середины поясницы растет единственная, похожая на ступу нога, одежда у него – железная, железный и лук с каменным колчаном, копье – медное, а прискакал он в страну Хараххаан Тойона на трехногом коне. Однако, несмотря на свой облик, Б.Д. характеризируется как “полуабаасы, получеловек”. Б.Д. приезжает свататься к дочери Хараххаана, таким образом, он становится соперником Эр Соготоха. По эпическим нормам сватовство абаасы к женщине айыы считается оскорблением для всего племени, а приезд могучего богатыря абаасы в страну айыы вызывает у жителей ужас, ассоциируется с нашествием врага.

Образ Б.Д. – сложный образ. С одной стороны, он как бы вобрал в себя основные черты богатырей Нижнего и Верхнего миров, выступающих противниками богатырей из племени айыы аймага. С другой стороны, в образе Б.Д. сохранилось много признаков мифологического божества, духа хозяина грома и молнии. В олонхо “Кыыс Туйгун” И.С. Скрыбыкина Б.Д. приходит на помощь богатырям айыы Кыыс Туйгун и Алтан Дадару, также спускается в Средний мир, чтобы свататься к девушке айыы. В локальном варианте – богатырь айы аймага: одноименное олонхо С.С. Яковлева – Эрилик Эристиин издан в 1993 г. Дохсун – “дерзкий, пылкий, горячий; резкий”.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

04

Тунгусский богатырь

Тунгусы – от якут. тоҥ уус; собирательное название коренных народов Севера, эпический образ богатыря северного происхождения. В якутском героич. эпосе олонхо отражены древние межплеменные отношения, которые проявляются посредством образов Т.б.: Арджаман-Джарджаман, Ачырыман-Чачырыман, Бохсоголлой Ботур, Уот Сексерюкэн, Айы Халыан, Хан Олбохтой, Эллигэн Кулантай и др. Наиболее характерен образ Т.б. Арджамана-Джарджамана (Ардьай – “скалить редкие и большие зубы”, дьардьама – “скелет”). Как противник главного героя, он занимает значительное место в олонхо. Т.б. изображается сильным, ловким и энергичным противником, коварным и хитрым в бою, способным на различные боевые хитрости и “волшебство”. Вероятно, вследствие такого представления о нем, он часто изображается как тунгусский волшебник и шаман. Вместе с тем в его облике сохраняются и некоторые этнические приметы. Он житель тайги, отважен и храбр, одет во все оленье, ездит верхом на олене: Эмньик таба аттаах Эриэдэл Мэргэн – “Эриэдэл Мэргэн, владеющий необъезженным двухтравым ездовым оленем”. В монологах Т.б. Арджаман-Джарджамана сохраняется запев, характерный для монологов героев эвенкийских сказаний: “Олээ-та-олээ-та”. Сходный запев встречается в одном из эвенкийских сказаний: “Оле, доле! Оле, доле!”. В олонхо И.Е. Огочуярова “Айы Дугуйдах” Т.б. Айы Халыан и герой являются союзниками. Потом они ссорятся, но посланник верхних божест примиряет их. В олонхо И.И. Говорова “Эллигэн Кулантай с костяным посохом с кружочком” главный герой – молодой Т.б., младший из трех сыновей тунгуса-охотника. Он, как и богатыри айыы, совершает подвиги во имя спасения людей. В то же время он наделен теми чертами, которые создатели олонхо считали характерными для тунгуса-эвенка: верность дружбе, непосредственность, быстрота реакции на происходящее, обидчивость.

Весьма часто Т.б. – эпизодический персонаж олонхо. Он бывает пленником абаасы, которого герой освобождает. Иногда он – плененный чудовищем слуга (или страж), который сначала оказывает хозяину какую-то помощь, но потом оставляет его или освобождается героем, как и другие пленники. В некоторых сказаниях (“Эр Соготох”, “Кюн Нюргун”) Т.б. описывается как положительный персонаж, друг и советчик главного героя.

Существуют олонхо с главным героем – таежным Т.б. (“Тэгил Бёгё”). По Н.В. Емельянову, сказания, где изображен образ таежного богатыря, это: “Сын лошади Дыырай Бэргэн”, “Сын лошади Дыырай богатырь”, “Нэриэн Мюлгю”, “Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох”, “Алаатыыр Ала Туйгун”, “Мюллью Бёгё”, “Кюн Эрили”, “Кюн Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”, “Уолуйа Боотур”, “Дьирибинэ Боотур”, “Уол Дуолан бухатыыр”, “Тонг Саар бухатыыр”. В большинстве случаев богатыря зовут Арджаман-Джарджаман, иногда – Тулайах Тонгустай, Кыыда Тугуттай Тонгус, Торгон Тонгус уола, Догуйума Бёгё. Отца Т.б. называют Дьоло Буурай Тойон, Сюгэ Лоонгсоор Тойон, Дьондо Туурай. В текстах вилюйского олонхо главный герой находит таежного богатыря с помощью его отца и старика Сээссээн Сэсэн (Сэркэн Сэсэн), в то время как в других эпических традициях главный герой сам находит и убивает Т.б. или мирится с ним. В олонхо “Уол Туралыма бухатыыр” Арджаман-Джарджаман похищает жену богатыря Уол Туралыма Кыыс Чуурай. Уол Туралыма обращается к старику Сэрсэн Сэсэну, который указывает ему, где живет отец Т.б. Герой рассказывает отцу Т.б. Сюгэ Лонгсор Тойону, что его сын украл у него жену. Отец таежного богатыря избивает сына, и тот признает свою вину. В некоторых случаях, после возвращения жены или невесты главного героя, Т.б. остается у отца, который благословляет главного героя (“Кюн Эрили”, “Уол Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”). Традиционно герой превращается в паршивого коня. Однако, в сказании “Уол Дуолан бухатыыр” Уол Дуолан бухатыыр оборачивается Торгон Тонгус уолом (Сыном тунгуса Торгона) и сотрудничает с двумя враждующимися “лагерями”: с одной стороны, советует старику и старухе обращаться за помощью к богатырю Уол Дуолану, с другой – дает совет богатырю абаасы назначить последний срок. В конце концов он обретает собственный облик и убивает богатыря абаасы. В олонхо “Тонг Саар бухатыыр” самый сильный соперник богатыря Тонг Саар – Т.б. Арджаман-Джарджаман. Он сын Сэркэн Сэсэна, который вопреки традиции представлен главой тунгусских племен. Т.б. обладает силой чародейства: он то заставляет богатыря Тонг Саар бороться с коновязью, то чинит на пути соперника препятствия (появление прекрасных женщин, зазывающих героя к себе), то сбрасывает его в бездну, то превращается в мышь. С помощью другого богатыря айыы, который также обладает способностью к превращению, Тонг Саар бухатыыр побеждает Арджаман-Джарджамана. Он признает свою вину, и богатыри айыы оставляют его в живых, предоставив князцу судить его.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

05

Улуу Даарын

Великий Дарын, главный герой одноименного олонхо М.Т. Шараборина – Кумаарап, богатырь айыы. Сын, рожденный у Хотой Нэлбэй старухи и Куба Люнгсюр Тойона, направленный самим верховным божеством Юрюнг Ар Тойоном для защиты жителей Среднего мира. Он полностью соответствует своему имени, является великим богатырем, который бьется с множеством противников и в конечном счете всех побеждает. У.Д. не только спасает свою сестру, но и выручает других. Данный персонаж имеет две основные особенности, которые отсутствуют у главных героев других олонхо: во-первых, У.Д. по просьбе кузнеца Кюн Хара Уус собирает сердца побежденных им богатырей абаасы; во-вторых, являясь персонажом более современного олонхо, он наделен социалистическим взглядом, т. е. является богатырем, ратующим за социальную справедливость и равенство всех слоев населения.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

06

Хатан Тэмиэрийэ

Аан Уххан, Аан Дархан Тойон, Нырыы Төбө, Бырдьа Бытык, Аал Уххан, дух-хозяин огня в мифологии и в эпосе, самый почитаемый дух-иччи у якутов, один из сыновей высшего божества Юрюнг Айы Тойона. Был послан божествами в Средний мир, принес огонь и наделил им всех людей. Его представляли в виде веселого, задорного, седобородого старичка, радующегося любому угощению. Считается покровителем семьи и верным защитником домашнего очага, изгоняющим злых духов. В олонхо перед отправлением на подвиги богатырь айыы прощается с домашним очагом и просит благословления, просит духов-хозяев огня и дома не раздвигать крепких засовов, не отпирать тяжелой своей двери, не давать утихнуть жару, не унимать горячей струи над пламенем. Может обидеться от неуважительного отношения молодого дерзкого богатыря, за что может наслать на последнего неудачу, беду (например, в олонхо “Кётёр Мюлгюн” Д.М. Слепцова). Древние якуты в повседневной жизни для сохранения его расположения почти ежедневно потчевали духа огня ритуальной пищей (т.е. “кормили” огонь). Через огонь очага обращались и к другим многочисленным духам и божествам.

В значении самого выражения Аан Уххан (ан-изначальный, уххан-стихия, страсть) присутствует архаическая мифологема. Согласно якутской мифологии, люди могут обращаться к высшим божествам-айыы и к многочисленным духам-иччи только через умилостивление грозного духа-огня А.У. Угощение духа домашнего очага – традиционный обряд в олонхо и в повседневной жизни современных якутов. До сих пор якуты сохранили эту традицию “кормления огня”. Обряд совершается перед каждым важным событием в жизни племен айыы. Как правило, дух огня в заклинаниях и в олонхо наделен многочисленными украшающими эпитетами:

Бырдьа бытык (Отросшая борода),
Чүүччү кыламан (Острые ресницы),
Кыл төбө (Жесткие волосы),
Кыырык суорҕан (Седой покров),
Аан Уххан (Изначальная Стихия),
Тойон Эһэм (Властелин-Дедушка)!

© Гоголева М.Т., 2018
© Герасимова Л.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

07

Юёлэн Хардааччы

Живучий Ястреб, главный герой двух одноименных олонхо Д.М. Говорова и С.С. Васильева – Борогонского, богатырь айыы. В варианте Д.М. Говорова Ю.Х. не является типичным богатырем айыы: единственный сын волшебницы Джагылы Куо, который был украден в семимесячном возрасте и воспитан ею. Был наречен дважды: в первый раз его мать нарекла Арт Ногойом сразу же после похищения, а во второй раз она нарекла его Юёлэн Хардааччы после его инициации в озере с червями и у кузнеца. Богатырь Ю.Х. является суровым, бесстрашным и упорным. При этом он очень отзывчивый, не заставляет себя долго упрашивать. Его основная отличительная особенность – он очень радеет за народ, за простых людей. Об этом свидетельствуют два эпизода: во-первых, когда он вместо того, чтобы потребовать от Сибирискэй Бай Тойона себе вознаграждение за оказанную услугу, велит раздать все его имущество народу; во-вторых, когда он спускает цветущую страну Куллустура из Верхнего мира в Средний мир. Также, в отличие от традиционных богатырей айыы, он похитил свою невесту у богатыря Ала Тамына. Интересно, что в конце олонхо отмечается, что богатырь Ю.Х. стал хорошим сказителем олонхо.

В литературном варианте олонхо Ю.Х. соответствует типичному образу богатыря айыы: обладает необычайной силой и взрывным характером, но одновременно очень заботлив по отношению к пожилым родителям. Единственный сын старика Мойбор Джолуо и Ютюкэллэй старухи. Хорошо умеет вести логические рассуждения. В отличие от героев других олонхо, не имеет доспехов и богатырского снаряжения. В битвах он пользуется длинной дубинкой сюллюгэс. У него также нет богатырского коня, он передвигается пешком. Ю.Х. отличается тем, что легко отзывается на просьбы людей айыы. Обладает сверхъестественной силой – может превращаться в заостренный кол. В последней, самой главной битве его убивает богатырь абаасы Тас Туймарын, но после шаманка Верхнего мира оживляет его в обличии стерха.

© Борисов Ю.П., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

08

Юрюнг Юёдюйэн

Үрүҥ Үөдүйээн – Светлый Юёдюйээн, главный герой одноим. олонхо А.С. Порядина, богатырь айыы. Имя “Юёдюйээн” происходит от слова “үөдүй”, т. е. “возникнуть, зарождаться, плодиться”. Характеризуется как богатырь айыы, предназначенный стать родоначальником племени айыы аймага. Известный на весь мир Ю.Ю. имеет трех красавиц сестер и владеет быстроногим молочно-белым боевым конем. Обладает способностью превращаться в железную иглу, железную щуку, сокола и в простого парнишку. Как и бывает в большинстве сюжетов, излишняя слава превращает богатыря в надменного гордеца, чем и навлекает гнев верхних божеств. Будучи слишком уверенным в себе, освобождает богатыря абаасы, заключенного по велению самого Юрюнг Аар Тойона. Проведя 15 лет в заточении за свой проступок , он отправляется за богатырем абаасы, похитившим его суженую Сыркыстаан Куо. От неминуемой гибели его спасает не удаганка, живущая по соседству, а удаганка Кюёгэлджин, которую он ранее оскорбил своим поведением. Таким образом, в ходе развития действий олонхо Ю.Ю. проходит перевоспитание. В заключении олонхо берет в жены Сыркыстаан Куо, становится родоначальником племени айыы аймага.

© Львова С.Д., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018