Персонажи Олонхо - Сайт Олонхо
Главная / Персонажи Олонхо

01

Основные образы

Система персонажей олонхо создавалась и шлифовалась веками. Содержание олонхо отражает период разложения родового строя. Обычно во главе рода стоят патриархальные вожди, владеющие большим количеством скота. В олонхо повествуется о времени, когда еще нет государственных объединений, постоянной военной организации (поэтому герои совершают походы и ведут бои в одиночку), нет городов, частной собственности на землю (земля в олонхо ничья, она – “божья земля”). Основным охотничьим снаряжением являются лук, стрелы, силки на мелких зверей, а главными орудиями труда – незатейливые инструменты скотоводческого хозяйства. Заметное место занимают мифологические персонажи (боги, духи-иччи, мудрец Сээркээн Сэсэн, кузнец Кытай Бахсы, чудовища-абаасы и др.), связанные с общими мифологическими и религиозными представлениями якутов. Образы положительных и отрицательных героев резко контрастны. Вокруг богатырей айыы и абаасы группируются все остальные персонажи: родители, родственники, добрые и злые божества, духи-иччи, шаманы и шаманки, рабы, вестники, “стражи” разных мест, перевозчики и множество мифологических и второстепенных персонажей.

Сүрүн уобарастар

Олоҥхоҕо биис уустарынан түөлбэлээн олоруу тутула үрэллэр кэмэ ойууланар. Удьуор уус баһылыгынан элбэх сүөһүлээх-астаах киһи буолара.

Ил (судаарыстыба) олохтонуон, куораттар тутуллуохтарын, сири-уоту дьон бас билиэн (ол иһин олоҥхоҕо “айыы сирэ” дэнэр), бастайааннай байыаннай түмсүү, сэбилэниилээх аармыйа диэн үөдүйүөн (бухатыырдар соҕотохтуу кыргыһа бараллар) быдан иннинээҕи кэм кэпсэнэр.  Оччолорго ох саанан, оноҕоһунан, туһаҕынан бултууллара, хаһаайыстыбаҕа туттар тэриллэрэ да бэрт судургута.

Олоҥхо персонажтарын тиһигэ хас эмэ үйэ тухары чочуллан оҥоһуллубута. Манна сүрүн миэстэни айыылар, иччилэр, абааһылар, сүр түннүгэ киһи Сээркээн Сэһэн, уус ааттааҕа Кудай Бахсы уо.д.а. курдук мифологическай персонажтар ылаллар. Балар уобарастара сахалар итэҕэллэрин кытта ыкса ситимнээх.

Биһирэмнээх уонна омсолоох дьоруойдар уобарастара олох утарылар. Олоҥхоҕо ахтыллар персонажтар бары айыы бухатыырдарын уонна абааһылары тула бөлөхтөһөллөр: ойууннар, удаҕаннар, хамначчыттар-чаҕардар, сорук боллурдар, бухатыырдар төрөппүттэрэ, ойохторо уо.д.а.

Главный герой — богатырь Айыы

Большим достижением сказителей олонхо – олонхосутов – является создание ярких, художественно совершенных образов. Образы положительных персонажей в олонхо многочисленны и разнообразны. В их судьбах, борьбе и победе воплощаются народные идеалы и чаяния.

К главным персонажам относится богатырь племени айыы аймага, представляя собой идеального человека с точки зрения людей родового общества. Для композиции олонхо характерно развитие действия в биографическом плане – от рождения героя до возвращения в родной дом после свершения всех подвигов. Жизнь героя описывается как череда подвигов, совершаемых им ради одной цели – установления мирной жизни людей его племени. По содержанию якутские олонхо представляют собой героическую повесть, поэтому образ главного героя, богатыря айыы, раскрывается в его боевых подвигах, он наделяется исключительными качествами мужчины-воина.Он обладает непомерной физической силой, телесной красотой, высокими моральными качествами. Богатырь айыы выполняет особую миссию, возложенную на него до его рождения высшими божествами, и имеет судьбу, предназначенную с рождения. Он – герой божественного происхождения, отмеченный благосклонностью верхних божеств во главе Юрюнг Аар Тойона, властителя человеческих судеб по трем мирам.

В описании портрета богатыря айыы олонхосут использует все яркие краски:

“Жилы богатыря звенят подобно натянутой тетиве лука, крик его гремит подобно грому, ростом он – выше стоящих деревьев, руки и ноги напоминают очищенные от коры лиственничные деревья. Глаза его круглы, как кольца нарядной узды, брови напоминают черных соболей” и т. д.

Энергия богатыря неистощима, воля непреклонна. Герой изображается храбрым, мужественным, бесстрашным воином. Он неутомим в походах и бою, совершает многодневные переходы без остановок, богатырская схватка продолжается в течение нескольких месяцев, а то и лет. Богатырь айыы смело вступает в бой с любым противником, не боясь опасностей. К числу его боевых качеств относятся: упорство, настойчивость, воля, проявляемые в походе и в бою, в преследовании противника. Это – суровый и беспощадный воин. Он совершает подвиги, которые не под силу обыкновенным людям. В то же время богатырь айыы, как любой воин на войне, бывает жесток, в этом плане он – выразитель своего времени. При этом он не злопамятен, легко прощает противника, проявляя благородство, свойственное сильной личности. Богатырь айыы обладает также даром перевоплощения: он может летать по Верхнему миру (по небу), обратившись сильной птицей; рыскать по Среднему миру, превратившись в хищного мифического зверя; нырять на морское дно в виде мифической рыбы-чудовища; поражать противника, превратившись – в острое копье, огненный меч и т.д.

В образах богатыря айыы народ воплотил свою веру в безграничные возможности человека, прославил его деяния во имя защиты родной земли и своего племени. Богатырь айыы всегда придерживается воинской этики, не нарушает её. Например, нельзя нападать на спящего или связанного, т.е. беззащитного противника. Осуждаются трусость, нарушение данного под клятвой слова, нарушение правил гостеприимства, отказ от защиты пострадавших. Он никогда сам первым не нападает на врагов, как правило, его призывают на помощь соплеменники, подвергшиеся нападению обитателей Нижнего мира. Главный герой не забирает в плен, не грабит. Подвиги героев заканчиваются установлением мирной и счастливой жизни людей Среднего мира. Действия богатыря айыы, как главного защитника, показаны в олонхо как оборонительные, справедливые. То есть он выступает как защитник и патриот своей родины, всех племен и родов “айыы аймага” (людского племени), родной Средней земли от притеснений внешних врагов. Он выделяется среди своих соплеменников физическими и моральными качествами. Главный герой олонхо – знатный родоначальник, вождь, но не хан или феодал. Богатырь защищает своих соплеменников, не извлекая материальной выгоды. В олонхо отсутствует понятие государства, державы, иной власти, кроме родоплеменного обычая и воинского долга. Исход его схватки с богатырем Нижнего мира важен для всего племени, весть об его поражении печалит всех, его победа – радость и ликование всего племени. В честь его победы устраивается большой праздник – ысыах (“Саргы ыһыаҕа”).

Образ главного героя является обобщенным, собирательным образом людей поздней стадии родового общества. Но некоторым персонажам присущи индивидуальные черты характера. Например, Эр Соготох – первый человек на земле, демиург, культурный герой, зачинатель жизни и трудовой, хозяйственной деятельности в ранних, архаических сюжетах. Популярен в народе образ Нюргун Боотура как защитника рода и племени в более поздних сюжетах. Так же индивидуален образ отверженного героя Мюлджю, рожденного калекой или уродом, впоследствии становящегося могущественным богатырем и защитником всех племен Среднего мира. Имеет черты индивидуальности и характер строптивого богатыря Кулун Куллустуура, он одинок, как и Эр Соготох, горд, своенравен и независим. Кулун Куллустуур представляет образ богатыря, протестующего против установленных норм морали и устоев эпического общества.

Айыы бухатыыра – сүрүн дьоруой

Олоҥхоһуттар биир улахан кэрэхсэнэр ситиһиилэрэ — уус-уран өттүнэн чаҕылхай уобарастары айаллара.

Биһирэмнээх дьоруойдар уобарастара хатыламмат уратылаахтар. Кинилэр килбиэннээх олохторугар, хорсун киирсиилэригэр, кыайыыга дьулуурдарыгар норуот эрэлэ уонна баҕа санаата көстөр.

Олоҥхо героическай айымньы буолан, сүрүн дьоруойбут – эт-хаан өттүнэн толору сайдыылаах, олус күүстээх  уонна уҕараабат эрчимнээх бухатыыр. Ол күүрэр күүһүн үчүгэй сыалга-сорукка туһанар. Ол курдук, кини күн айыы аймаҕа туох да куттала-баттала суох дьоллоохтук олорорун туһугар туруулаһар.

Майгыта-сигилитэ хабыр хапсыһыыларга толору арыллар: тулуура, дьулуура, хорсуна, модун санаалааҕа, көнө сүрүннээҕэ, дьонугар, дойдутугар бэриниилээҕэ. Кини ис санаатынан эрэ үтүөкэн буолбатах, көстөр дьүһүнүнэн эмиэ кырасыабай эр бэрдэ. Онуоха тас көстүүтүн ойуулуурга бэртээхэй тэҥнэбиллэри туһаналлар: “Ох саа тардыллыбыт кирсин курдук күүрбүт иҥиирдээх, этиҥ этэринии сатарыыр сөҥ саҥалаах, мас муҥутуур мутугуттан үрдүк уҥуохтаах, хастаабыт тиит курдук харылаах, суллаабыт тиит курдук сотолоох, аҕыс былас дарайар сарыннаах, биэс былас биэкэйэр бииллээх, куллугур моойдоох, тоҕус мастаах хойуук оҥочону туруору туппут курдук, буу-хаан көҕүстээх, сэттэ мастаах лип-хаан халҕаны тиэрэ кэбэн кээспит курдук, кэтит нанаҕар түөстээх, бөҕө мөссүөннээх, хара саһыл кыылы хайыта-тырыта бысталаан, харах-хаас оҥорбут курдук, халбалдьыгас хара көмүс хаастаах-харахтаах”.

Эҥкилэ суох үтүө бухатыырбыт олоҕо, төрүөҕүттэн саҕалаан кэпсэнэн, сындылҕаннаах  сырыылара сырдатыллан, биис ууһун баһылыга буоларыгар тиийэ ойууланар. Кини айыылартан айдарыылаах, онон дьылҕатын Үрүҥ Аар Тойон айыылары кытта түстүүр уонна олоҕун суолун тухары айыылар кинини арыаллыыллар.

Саалаахтан самныбат, охтоохтон охтубат эр санаалаах боотурбут көннөрү киһи кыайан санаммат хорсун быһыыларыгар холонор уонна хотор. Хабыр майгытын киллэрэн, аһынар диэни умнан туран, ыйы быһа, ону ааһан хастыы эмэ сылы быһа тохтоло суох сылайбакка киирсиэн сөп.

         Айыы бухатыыра атааннаах-мөҥүөннээх аан дойду былыргы былдьаһыктаах-быһыылааннаах дьылын киһитэ буолан, тура төрөөбүт сэрииһит. Онон кыһыйдаҕына кырыктаныан да сөп эрээри, кини өһүөмньүтэ суох. Киэҥ-куоҥ көҕүстээх буолан, өстөөҕүн да бырастыы гынар үтүө өрүттээх. Аны, дьүһүн кубулуйар, уларыйар дьоҕурдаах: чыычаах  буолан, кый ыраах Үөһээ дойдуга көтүөн, адьырҕа кыыл буолан, Орто дойдуну кэрийэ сүүрүөн, көмүс хатырыктаах буолан, уу түгэҕэр умсуон, сытыы үҥүү, уоттаах батыйа буолан, өстөөҕүн соһутуон сөп.

Норуот айыы бухатыырын уобараһынан киһи муҥура суох кыаҕын көрдөрөр. Кини төрөөбүт төрүт сирин-уотун, удьуорун ууһун көмүскүүр, харыстыыр, араҥаччылыыр үтүөтүн-өҥөтүн уруйдууллар уонна киэн тутта кэпсииллэр.

Айыы бухатыыра хайдахтаах да балаһыанньаҕа түбэстэр, сэрииһит сиэрин кэспэт. Холобура, утуйа сытар киһиэхэ уоран саба түспэт.  Олоҥхоҕо куттанан куоппуту омнуолууллар, андаҕайбыт тылын туппатаҕы сиилииллэр, ыалдьытымсах буолууну тутуспатаҕы сүөргүлүүллэр, эмсэҕэлээбиттэргэ көмөлөспөтөҕү сэмэлииллэр.

Бухатыыр хаһан да бастакынан кыргыһыыны саҕалаабат, атааннаһыыны күөдьүппэт. Аллараа дойду адьарайдара аймаатахтарына, Орто дойду олохтоохторо көмүскэһэргэ көрдөстөхтөрүнэ, дьэ, оччоҕо эрэ кини саа-саадах тутан, охсуһууга турунар. Кими да билиэҥҥэ ылбат, уорбат-талаабат.

Кини бу албаннаах хорсун быһыытынан-сырыытынан Орто дойдуга дьоллоох уонна эйэлээх олоҕу түстүүр.

Бухатыырбыт киһи аймах бииһин ууһуттан бары өттүнэн үрдүк хаачыстыбаларынан чорбойор: айыы аймаҕын араҥаччылыыр буойун, Орто дойдуну иэдээнтэн быыһыыр бэриниилээх ботуруйуот. Онон кини киирсиилэрэ оруннаахтар.

Олоҥхоҕо сүрүн дьоруой феодал да, хан да буолбатах. Кини – сирдьит, биис ууһун баһылыга. Тугу эрэ барыһыраары дуу, суон сурахтанаары дуу айыы аймаҕын көмүскэһэр буолбатах. Ис сүрэҕиттэн баҕаран, сирдээҕи дьол туһугар туруулаһар.

Олоҥхоҕо судаарыстыба, держава, салалта былааһа эҥин диэн суох. Манна биис уус үгэһин уонна сэрииһит сиэрин тутуһуу баар.

Бухатыыр Аллараа дойду адьарайдарын кытта киирсиитэ тугунан түмүктэнэрэ дьонун-сэргэтин олус долгутар. Хоттороору гыннаҕына, санаарҕаан саппаҕыраллар, кыайдаҕына – үөрэн өрөгөйдүүллэр.  Кыайыытын уруйдаан, Саргы ыһыаҕын ыһаллар.

Сүрүн дьоруой уобараһа хомуур суолталаах. Удьуорунан олоруу кэминээҕи дьону кининэн сиэрэйдээн көрдөрөллөр. 

Сорох персонажтар хатыламмат ураты уобарастаахтар. Холобура, Эр Соҕотох – саҥаны айар култуурунай дьоруой. Хаһаайыстыбаны тэриниини түстээччи, олоҕу тупсарар үлэни саҕалааччы буолар. Оттон биэс былас биэкэйэр бииллээх, алта былас дараҕар сарыннаах  Ньургун Боотур сырдык уобараһын дьон-сэргэ олус биһириир. Итэҕэстээх төрөөбүт оккураҥ Мүлдьү Бөҕө кэлин Орто дойдуну көмүскүүр сүдү күүстээх бухатыыр буолар. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур, эмиэ Эр Соҕотох курдук, киэмсик, бэйэтэ туспа көрүүлээх, кимтэн да тутулуга суох. Ол айылгытынан кини Орто дойдуга олоҕурбут өйдөбүллэри, тутаах төрүттэрин утары барар.

Образы врагов племени Айыы

Главными противниками богатыря айыы являются эпические чудовища, богатыри абаасы из племени адьарай. Они обитают в Нижнем мире и являются исконными врагами людей племени айыы.  Их внешний вид отвратителен: они одноглазы, одноруки и одноноги. Они очень сильны и бессмертны. Они похищают девушек и женщин племени айыы, пожирают скот, разоряют страну, уводят в плен людей и их скот. Абаасы олицетворяют все злое и враждебное человеку. Их образы даются однопланово, только с негативной стороны. Они хвастливы, не очень умны, простоваты наивны и доверчивы, несмотря на физическую мощь и коварство. Происхождение образа абаасы в олонхо теряется в глубине веков, это сложные, архаические образы. В основе их образов лежат древние мифологические представления предков якутов о реально существовавших враждебных племенах, с которыми они воевали в ходе долгого исторического пути своего развития. Вначале абаасы олицетворяли враждебные стихийные силы, которые люди были не в силах преодолеть. С развитием производительных сил образ абаасы меняется, принимая индивидуальные черты и исторические контуры. Образы абаасы, первоначально зародившись как фантастическое отображение враждебных стихийных сил природы, позже переплелись с образами чужих по вере и культуре племен, с которыми сталкивались предки якутов в далеком прошлом на своей южной прародине. Это типичное изображение врага в виде чудовищ, характерное для всего тюрко-монгольского эпоса: у монголов – многоголовые мангусы, бурят – мангуты, шулмусы и др., у тюрок – чудовища, приобретающие разные фантастические виды.

Айыы аймаҕын өстөөхтөрө

Айыы бухатыырдарын саамай кыр өстөөхтөрө – Аллараа дойду адьарайдара, абааһы бухатыырдара.        Кинилэр сир алларатыгар олороллор уонна айыы хаан аймаҕын кыргыттарын, дьахталларын уораллар. Сүөһүлэрин сиэн-эһэн, Орто дойдуну урусхаллаан, барытын бэйэлэрэ эрэ баһылыахтарын баҕараллар.

Ынырык мара дьүһүннээхтэр: биир оҥойор харахтаахтар, биир такыйбыт илиилээхтэр, биир мадьайбыт атахтаахтар. Ол иһин наһаа улахан күүһэ суохтар эрээри, өлбөт үөннэр.

Абааһыларынан сирэйдээн, сир үрдүгэр баар туох баар куһаҕаны түмэн көрдөрөллөр. Кинилэр мөкү эрэ өрүттээхтэр. Төһө да уодаһыннаахтарын, киһиргэстэрин иһин, мантыкаларыҥ аны кэнэннэр, итэҕэйимтиэлэр, өс киирбэхтэр.

 Абааһылар уобарастара хаһан айыллыбыттара биллибэт, олус былыр буолаллара сэрэйиллэр. Сахалар бу мифологическай уобарастарга түҥ былыр кинилэри кытта атааннаспыт биис уустарын сигилилэрин дьүһүйбүттэр. Олору кытта унньуктаах уһун кэм устата киирсибиттэр. 

Ол эрээри бастаан абааһылар уобарастарынан айылҕа алдьатыылаах күүһүн көрдөрбүттэр эбит. Онтон сыыйа соҕуруу олорон атааннаспыт биистэрин уустарыгар майгыннатан ойуулаан, абааһыларын чопчу быһыылаах-таһаалаах, хараактардаах уобарастарга кубулуппуттар.

Түүр-монгуол эпостарыгар маннык күтүрдэр үгүстүк көстөллөр: монгуолларга – элбэх төбөлөөх мангустар, бүрээттэргэ – мангуттар, шулмустар, түүрдэргэ — абааһылар.

Образ таежного богатыря

Во многих сюжетах эпизодически появляется таежный богатырь Арджамаан-Джарджамаан (Ардьамаан-Дьардьамаан) как противник главного героя айыы. В отличие от образа абаасы его образ наделен реальными чертами: изображается стариком, ходит в оленьей дохе, на лыжах или ездит на олене. Он часто похищает женщин и скрывается. Этот образ имеет свои исторические корни. Прибывшие с юга предки якутов постепенно вытеснили аборигенные племена с насиженных мест в долине Средней Лены, что не могло не вызвать военных столкновений с ними. Уже в 17 в. якуты продвигались вдоль рек по Алдан, Вилюй и Олёкма,  крупных притоков могучей реки Лены. Происходили эти военные столкновения между отдельными группами, и носили характер кратковременных/небольших стычек. По историческим документам, “бывали нападения тунгусов (эвенков) и на отдельных якутских поселенцев, с похищением у них женщин и разграблением имущества. Более редкими были случаи нападения якутов на тунгусов. Якутско-тунгусские столкновения нашли отражение в исторических преданиях якутов и эвенков. С течением времени между якутами и тунгусами произошли тесные экономические связи, обмен продуктами, развивались родственные связи. Якуты женились на эвенкийских женщинах, а эвенки брали якуток”. Но в древние времена женщин всегда было мало, и их часто похищали или насильно угоняли. В поздних сюжетах таежный богатырь изображен как положительный персонаж, друг и советчик главного героя (“Эр Соготох” М. Неустроева, “Кюн Нюргун” П.Н. Соловьева и др.). Таким образом, Арджамаан-Джарджамаан – это собирательный образ богатырей таежных племен, с которыми встречались предки якутов на новой родине.

Тайҕа бухатыырын уобараһа

Элбэх олоҥхоҕо айыы боотурун утары Ардьамаан-Дьардьамаан диэн тайҕа бухатыыра киирсэрэ ойууланар.

Ардьамаан-Дьардьамаан, абааһылартан атына диэн, кини дьүһүнэ-бодото, олоҕо-дьаһаҕа киһи киэнин курдук: бэйэтэ оҕонньор курдук, таба тириитэ саҕынньахтаах, туут хайыһарынан сылдьар, ардыгар табанан көтүтэр. Бу киһи дьахталлары уоран барар кыдьыктаах.

Тустаах уобараһы устуоруйа чахчыларын кытта ыкса ситимнээтэххэ, XVII үйэҕэ сахалар Өлүөнэ улахан салааларын устун устан, Бүлүүнэн, Алланынан, Өлүөхүмэнэн тарҕанан, Орто Өлүөнэ хочолорун баһылаан, ууһаан-тэнийэн,  киэҥ сирдэринэн олохсуйан бараллар. Онуоха манна төрүт олохтоох тоҥустар, хоту үтүрүллэн эрэллэрин өйдөөн, утарылаһа сатыыллар. Ол эрээри ити киирсиилэр уһаабаттар эбит, түргэнник тохтууллара. Итиэннэ кэккэ бөлөхтөрүнэн эрэ күөдьүйэн ылбыттар. Докумуоннарга сурулларынан, сүрүннээн эбэҥкилэр сахаларга саба түһэллэр эбит. Дьахталларын уораллар уонна баайдарын-дуолларын халыыллар. Сахалар да итинник гынар түбэлтэлэрэ, сэдэхтик да буоллар, син буолуталыыр эбит. Саха-тоҥус атааннаһыытын туһунан номохтор эбэҥкилэргэ да, сахаларга да бааллар.

Ол эрээри кэм-кэрдии уҕарытар, сааһылыыр, бэрээдэктиир аналлаах. Сыыйа биир тылы буланнар, бастаан экэнэмиичэскэй сибээһи олохтоон, ас-таҥас атастаһар буолбуттар. Онтон хардарыта кэргэн тахсан, уруулуу-аймахтыы буолбуттар. Ол эрээри былыр дьахтар ахсаана аҕыйаҕынан, уһун суһуохтааҕы уоруу биитэр күүстэринэн күһэйэн илдьии олус элбэҕэ.

М.Неустроев “Эр Соҕотох”, П.Н. Соловьев “Күн Ньургун” олоҥхолоругар тайҕа бухатыыра биһирэмнээх персонаж быһыытынан кэпсэнэр.

Онон Ардьамаан-Дьардьамаан диэн төрүт олохтоох тайҕа дьонун көрдөрөр хомуур уобарас буолар.

Женские образы

Женские образы в большинстве своем изображаются пассивными, не считая образы женщины-богатырки или суженой богатыря айыы. Невеста героя обладает превосходными физическими и духовными качествами. Она наделена неземной красотой, умом, мудростью, покорностью, предстает как достойная спутница богатыря, хранительница домашнего очага, традиционной семьи, мира и спокойствия на земле. Женщины-богатырки из ранних типов олонхо – это самодостаточные личности, активные, сильные физически и морально, сражаются с врагом наравне с женихом, совершают подвиги во имя защиты своей родины и семьи. Этот образ богатырки-женщины наделен еще магическими (шаманскими) способностями, которые прививаются ей, как и  богатырю айыы в Верхнем мире. Удаганки-богатырки как эпические образы выступают на защиту семьи, за создание своей семьи, за утверждение лучшей жизни в Среднем мире. Они вступают в поединок с богатырями абаасы, реже – с богатырями айыы, обладают даром перевоплощения, хитростью и коварством. Богатырки-удаганки имеют параллели у многих народов, у которых сохранились сказания о воинственных девах, напр., в алтайском эпосе о богатырской деве Алтан Тууди, узбекской поэме “Сорок девушек”, легенды об амазонках в Малой Азии и др.

Дьахталлар уобарастара

Бухатыыр дьахталлартан уонна айыы бухатыырын ойоҕуттан ураты дьахталлар уобарастара олоҥхоҕо улаханнык арыллыбаттар.

Сүрүн дьоруой сэгэрэ, бэйэтин курдук, тас көстүүтүнэн  уонна ис дууһатынан кэрэ киһи. Кырасыабай дьүһүннээх, өйдөөх, муударай. Кэргэнигэр бэриниилээх. Алаһа дьиэтин араҥаччылыыр, иитэр сүөһүнү иччилиир, төрөтөр оҕону төлкөлүүр ытык аналын толору толорор. Кини бухатыырга тэҥнээх доҕор, дьоһун кэргэн. 

Эрдэтээҥҥи олоҥхолорго ойууланар бухатыыр дьахталлар бэйэлэрин иннилэрин көрүнэллэр, бэйэ кыаҕар толору эрэллээхтэр. Майгы-сигили, өй-санаа, эт-хаан өттүнэн күүстээхтэр, эрдэриттэн хаалсыбакка киирсэллэр, төрөөбүт дойдуларын уонна дьиэ кэргэттэрин көмүскээри, хорсун быһыылары оҥороллор.

Удаҕан бухатыырдар орто дойдуга дьол-соргу тосхойорун, хас биирдии дьиэ кэргэн дьоллоохтук олорорун туһугар туруулаһаллар. Оҕуруктаах өйдөөхтөр, дьүһүн кубулуйар кыахтаахтар, киитэрэйдэр. Ол иһин абааһы бухатыырын кытта тэҥҥэ аахсаллар, ардыгар айыы бухатыырын кытта киирсэллэр.

Маннык удаҕан бухатыырдар элбэх норуокка бааллар. Алтаайдар Алтан Тууди диэн кыыс ньургун туһунан эпостаахтар, узбектар “Түөрт уон кыыс” диэн поэмалаахтар, Аччыгай Азияҕа амазонкалар туһунан номох тарҕаммыт.

© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

02

Персонажи верхнего мира

03

Персонажи среднего мира

Байанай

Баай Байанай, Байанай Боотур, Барыылаах, Баар Барыылаах тойон, Баай Барыылаах Байанай тойон, дух-хозяин лесных угодий, зверей и птиц, покровитель охотников. Главный из богов (духов-покровителей) охоты и промыслов. Б. в фольклоре описывают веселым стариком с внешностью таежного охотника. Для получения удачи на охоте к Байанаю обращались со специальными заклинаниями и приносили в жертву еду от первого убитого на промысле зверя. В якутской мифологии насчитывается семь братьев – покровителей охоты. Б. – старший и наиболее популярный из братьев. Каждый отвечает за определенный вид охоты. Например, один из братьев Курагаччы Сююрюк помогает охотнику настигать зверя, а Куралай Бэргэн – метко стрелять. Б. имеет множество имен-эпитетов.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Богатырь айыы

Айыы бухатыыра, главный герой олонхо. Он – как правило, божественного происхождения, внук (реже сын) верховного божества Юрюнг Айыы Тойона. Обстоятельство, что герой в начале своей жизни и деятельности одинок, не знает своих родителей, толкает героя к началу богатырского похода. Впоследствии он обязательно узнает о своем божественном происхождении. В эпосе детально прослеживается его чудесное рождение, происхождение, чудесное детство – поскольку в некоторых сюжетах олонхо он изображается как первый человек на земле и кульутрный герой, который впоследствии становится первопредком эпического племени айыы аймага. Мотив божественного происхождения героя и его племени связан с его особой миссией стать зачинателем рода человеческого и жизни на земле. Во многих сюжетах герой-сын божества и спускается в Средний мир с особой миссией стать предводителем племени “ураангхай саха”, для заселения земли и защиты людей. В др. сюжетах богатыря спускают с неба в наказание за какие-либо проступки, или грехи родителей. В таких сюжетах богатыри олонхо выступают как отверженные потомки божеств айыы. Первыми и единственными людьми на земле изображаются богатыри Эр Соготохи (Мужи-Одиночки) из этого цикла сюжетов. Герой и его сестра – как первые и единственные люди на земле фигурируют во мн. сюжетах олонхо. Если родители и есть, то герой-богатырь рождается у престарелых родителей (матери – 80, отцу – 90 лет). В олонхо распространены сюжеты с мотивом уродства при рождении главного героя (карлик, калека, невероятный урод, недоносок, немой, глухой, в образе животных: полуволк-полумедведь, полуконь-получеловек, серая ласка и др.). В некоторых олонхо рождается необычный ребенок – необыкновенно крупный и обладающий силой взрослого человека. Новорожденный растет не по часам, а по дням. Ему предстоит пройти богатырскую закалку – в этом проявляются параллели с волшебной сказкой. Чудесное зачатие и рождение служат залогом необыкновенных событий в жизни героя. Однако все сюжеты олонхо сводятся к теме героического сватовства и женитьбы. Герой олонхо отправляется в боевой поход в поисках невесты и приключений. Внешний облик героя статичен и не меняется во времени. При портретной характеристике героя используются гипербола, эпитеты и сравнения, показывающие мощь и силу богатыря, он изображается как идеальный человек, мужественный защитник. Сам герой в своих монологах-песнях рассказывает о своем богатырском пути, о защите им страны и людей, о борьбе против врагов, об устройстве счастливой жизни на своей родине.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Буура Дохсун

Могучий Стремительный (Бууралҕаннаах Буурҕа Дохсун, Дуурай Дохсун), бога тырь из Верхнего мира, сын божества грома Сюнг Дьаасын, типичный персонаж олонхо. В олонхо “Эр Соготох” А.Я. Уваровского этот мифологический персонаж Верхнего мира называет себя жителем Нижнего мира, именуемой Нэс Ютюгэн. Характеристика его страны, его жилища, его пищи указывает на огненное происхождение Б.Д.: земля в его стране – из черного пепла, дом – из красных углей, лето в его стране жарче огня, пища его – раскаленные камни, жажду он утоляет огненным пламенем, у него бессмертное дыхание и несгораемое тело, а его соплеменники – существа без рук и ног, с острыми рогами и с хвостами. И обликом Б.Д. схож с богатырями абаасы из других олонхо: ростом он с могучую лиственницу, голова у него – с огромный медный котел, в середине лба – подобно проруби на зимнем озере – единственный немигающий глаз, торчит единственная беспалая рука, подобная лопате, из середины поясницы растет единственная, похожая на ступу нога, одежда у него – железная, железный и лук с каменным колчаном, копье – медное, а прискакал он в страну Хараххаан Тойона на трехногом коне. Однако, несмотря на свой облик, Б.Д. характеризируется как “полуабаасы, получеловек”. Б.Д. приезжает свататься к дочери Хараххаана, таким образом, он становится соперником Эр Соготоха. По эпическим нормам сватовство абаасы к женщине айыы считается оскорблением для всего племени, а приезд могучего богатыря абаасы в страну айыы вызывает у жителей ужас, ассоциируется с нашествием врага.

Образ Б.Д. – сложный образ. С одной стороны, он как бы вобрал в себя основные черты богатырей Нижнего и Верхнего миров, выступающих противниками богатырей из племени айыы аймага. С другой стороны, в образе Б.Д. сохранилось много признаков мифологического божества, духа хозяина грома и молнии. В олонхо “Кыыс Туйгун” И.С. Скрыбыкина Б.Д. приходит на помощь богатырям айыы Кыыс Туйгун и Алтан Дадару, также спускается в Средний мир, чтобы свататься к девушке айыы. В локальном варианте – богатырь айы аймага: одноименное олонхо С.С. Яковлева – Эрилик Эристиин издан в 1993 г. Дохсун – “дерзкий, пылкий, горячий; резкий”.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Тунгусский богатырь

Тунгусы – от якут. тоҥ уус; собирательное название коренных народов Севера, эпический образ богатыря северного происхождения. В якутском героич. эпосе олонхо отражены древние межплеменные отношения, которые проявляются посредством образов Т.б.: Арджаман-Джарджаман, Ачырыман-Чачырыман, Бохсоголлой Ботур, Уот Сексерюкэн, Айы Халыан, Хан Олбохтой, Эллигэн Кулантай и др. Наиболее характерен образ Т.б. Арджамана-Джарджамана (Ардьай – “скалить редкие и большие зубы”, дьардьама – “скелет”). Как противник главного героя, он занимает значительное место в олонхо. Т.б. изображается сильным, ловким и энергичным противником, коварным и хитрым в бою, способным на различные боевые хитрости и “волшебство”. Вероятно, вследствие такого представления о нем, он часто изображается как тунгусский волшебник и шаман. Вместе с тем в его облике сохраняются и некоторые этнические приметы. Он житель тайги, отважен и храбр, одет во все оленье, ездит верхом на олене: Эмньик таба аттаах Эриэдэл Мэргэн – “Эриэдэл Мэргэн, владеющий необъезженным двухтравым ездовым оленем”. В монологах Т.б. Арджаман-Джарджамана сохраняется запев, характерный для монологов героев эвенкийских сказаний: “Олээ-та-олээ-та”. Сходный запев встречается в одном из эвенкийских сказаний: “Оле, доле! Оле, доле!”. В олонхо И.Е. Огочуярова “Айы Дугуйдах” Т.б. Айы Халыан и герой являются союзниками. Потом они ссорятся, но посланник верхних божест примиряет их. В олонхо И.И. Говорова “Эллигэн Кулантай с костяным посохом с кружочком” главный герой – молодой Т.б., младший из трех сыновей тунгуса-охотника. Он, как и богатыри айыы, совершает подвиги во имя спасения людей. В то же время он наделен теми чертами, которые создатели олонхо считали характерными для тунгуса-эвенка: верность дружбе, непосредственность, быстрота реакции на происходящее, обидчивость.

Весьма часто Т.б. – эпизодический персонаж олонхо. Он бывает пленником абаасы, которого герой освобождает. Иногда он – плененный чудовищем слуга (или страж), который сначала оказывает хозяину какую-то помощь, но потом оставляет его или освобождается героем, как и другие пленники. В некоторых сказаниях (“Эр Соготох”, “Кюн Нюргун”) Т.б. описывается как положительный персонаж, друг и советчик главного героя.

Существуют олонхо с главным героем – таежным Т.б. (“Тэгил Бёгё”). По Н.В. Емельянову, сказания, где изображен образ таежного богатыря, это: “Сын лошади Дыырай Бэргэн”, “Сын лошади Дыырай богатырь”, “Нэриэн Мюлгю”, “Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох”, “Алаатыыр Ала Туйгун”, “Мюллью Бёгё”, “Кюн Эрили”, “Кюн Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”, “Уолуйа Боотур”, “Дьирибинэ Боотур”, “Уол Дуолан бухатыыр”, “Тонг Саар бухатыыр”. В большинстве случаев богатыря зовут Арджаман-Джарджаман, иногда – Тулайах Тонгустай, Кыыда Тугуттай Тонгус, Торгон Тонгус уола, Догуйума Бёгё. Отца Т.б. называют Дьоло Буурай Тойон, Сюгэ Лоонгсоор Тойон, Дьондо Туурай. В текстах вилюйского олонхо главный герой находит таежного богатыря с помощью его отца и старика Сээссээн Сэсэн (Сэркэн Сэсэн), в то время как в других эпических традициях главный герой сам находит и убивает Т.б. или мирится с ним. В олонхо “Уол Туралыма бухатыыр” Арджаман-Джарджаман похищает жену богатыря Уол Туралыма Кыыс Чуурай. Уол Туралыма обращается к старику Сэрсэн Сэсэну, который указывает ему, где живет отец Т.б. Герой рассказывает отцу Т.б. Сюгэ Лонгсор Тойону, что его сын украл у него жену. Отец таежного богатыря избивает сына, и тот признает свою вину. В некоторых случаях, после возвращения жены или невесты главного героя, Т.б. остается у отца, который благословляет главного героя (“Кюн Эрили”, “Уол Туралыма бухатыыр”, “Ого Дуулах бухатыыр”). Традиционно герой превращается в паршивого коня. Однако, в сказании “Уол Дуолан бухатыыр” Уол Дуолан бухатыыр оборачивается Торгон Тонгус уолом (Сыном тунгуса Торгона) и сотрудничает с двумя враждующимися “лагерями”: с одной стороны, советует старику и старухе обращаться за помощью к богатырю Уол Дуолану, с другой – дает совет богатырю абаасы назначить последний срок. В конце концов он обретает собственный облик и убивает богатыря абаасы. В олонхо “Тонг Саар бухатыыр” самый сильный соперник богатыря Тонг Саар – Т.б. Арджаман-Джарджаман. Он сын Сэркэн Сэсэна, который вопреки традиции представлен главой тунгусских племен. Т.б. обладает силой чародейства: он то заставляет богатыря Тонг Саар бороться с коновязью, то чинит на пути соперника препятствия (появление прекрасных женщин, зазывающих героя к себе), то сбрасывает его в бездну, то превращается в мышь. С помощью другого богатыря айыы, который также обладает способностью к превращению, Тонг Саар бухатыыр побеждает Арджаман-Джарджамана. Он признает свою вину, и богатыри айыы оставляют его в живых, предоставив князцу судить его.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Улуу Даарын

Великий Дарын, главный герой одноименного олонхо М.Т. Шараборина – Кумаарап, богатырь айыы. Сын, рожденный у Хотой Нэлбэй старухи и Куба Люнгсюр Тойона, направленный самим верховным божеством Юрюнг Ар Тойоном для защиты жителей Среднего мира. Он полностью соответствует своему имени, является великим богатырем, который бьется с множеством противников и в конечном счете всех побеждает. У.Д. не только спасает свою сестру, но и выручает других. Данный персонаж имеет две основные особенности, которые отсутствуют у главных героев других олонхо: во-первых, У.Д. по просьбе кузнеца Кюн Хара Уус собирает сердца побежденных им богатырей абаасы; во-вторых, являясь персонажом более современного олонхо, он наделен социалистическим взглядом, т. е. является богатырем, ратующим за социальную справедливость и равенство всех слоев населения.

© Гоголева М.Т., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Хатан Тэмиэрийэ

Аан Уххан, Аан Дархан Тойон, Нырыы Төбө, Бырдьа Бытык, Аал Уххан, дух-хозяин огня в мифологии и в эпосе, самый почитаемый дух-иччи у якутов, один из сыновей высшего божества Юрюнг Айы Тойона. Был послан божествами в Средний мир, принес огонь и наделил им всех людей. Его представляли в виде веселого, задорного, седобородого старичка, радующегося любому угощению. Считается покровителем семьи и верным защитником домашнего очага, изгоняющим злых духов. В олонхо перед отправлением на подвиги богатырь айыы прощается с домашним очагом и просит благословления, просит духов-хозяев огня и дома не раздвигать крепких засовов, не отпирать тяжелой своей двери, не давать утихнуть жару, не унимать горячей струи над пламенем. Может обидеться от неуважительного отношения молодого дерзкого богатыря, за что может наслать на последнего неудачу, беду (например, в олонхо “Кётёр Мюлгюн” Д.М. Слепцова). Древние якуты в повседневной жизни для сохранения его расположения почти ежедневно потчевали духа огня ритуальной пищей (т.е. “кормили” огонь). Через огонь очага обращались и к другим многочисленным духам и божествам.

В значении самого выражения Аан Уххан (ан-изначальный, уххан-стихия, страсть) присутствует архаическая мифологема. Согласно якутской мифологии, люди могут обращаться к высшим божествам-айыы и к многочисленным духам-иччи только через умилостивление грозного духа-огня А.У. Угощение духа домашнего очага – традиционный обряд в олонхо и в повседневной жизни современных якутов. До сих пор якуты сохранили эту традицию “кормления огня”. Обряд совершается перед каждым важным событием в жизни племен айыы. Как правило, дух огня в заклинаниях и в олонхо наделен многочисленными украшающими эпитетами:

Бырдьа бытык (Отросшая борода),
Чүүччү кыламан (Острые ресницы),
Кыл төбө (Жесткие волосы),
Кыырык суорҕан (Седой покров),
Аан Уххан (Изначальная Стихия),
Тойон Эһэм (Властелин-Дедушка)!

© Гоголева М.Т., 2018
© Герасимова Л.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Юёлэн Хардааччы

Живучий Ястреб, главный герой двух одноименных олонхо Д.М. Говорова и С.С. Васильева – Борогонского, богатырь айыы. В варианте Д.М. Говорова Ю.Х. не является типичным богатырем айыы: единственный сын волшебницы Джагылы Куо, который был украден в семимесячном возрасте и воспитан ею. Был наречен дважды: в первый раз его мать нарекла Арт Ногойом сразу же после похищения, а во второй раз она нарекла его Юёлэн Хардааччы после его инициации в озере с червями и у кузнеца. Богатырь Ю.Х. является суровым, бесстрашным и упорным. При этом он очень отзывчивый, не заставляет себя долго упрашивать. Его основная отличительная особенность – он очень радеет за народ, за простых людей. Об этом свидетельствуют два эпизода: во-первых, когда он вместо того, чтобы потребовать от Сибирискэй Бай Тойона себе вознаграждение за оказанную услугу, велит раздать все его имущество народу; во-вторых, когда он спускает цветущую страну Куллустура из Верхнего мира в Средний мир. Также, в отличие от традиционных богатырей айыы, он похитил свою невесту у богатыря Ала Тамына. Интересно, что в конце олонхо отмечается, что богатырь Ю.Х. стал хорошим сказителем олонхо.

В литературном варианте олонхо Ю.Х. соответствует типичному образу богатыря айыы: обладает необычайной силой и взрывным характером, но одновременно очень заботлив по отношению к пожилым родителям. Единственный сын старика Мойбор Джолуо и Ютюкэллэй старухи. Хорошо умеет вести логические рассуждения. В отличие от героев других олонхо, не имеет доспехов и богатырского снаряжения. В битвах он пользуется длинной дубинкой сюллюгэс. У него также нет богатырского коня, он передвигается пешком. Ю.Х. отличается тем, что легко отзывается на просьбы людей айыы. Обладает сверхъестественной силой – может превращаться в заостренный кол. В последней, самой главной битве его убивает богатырь абаасы Тас Туймарын, но после шаманка Верхнего мира оживляет его в обличии стерха.

© Борисов Ю.П., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Юрюнг Юёдюйэн

Үрүҥ Үөдүйээн – Светлый Юёдюйээн, главный герой одноим. олонхо А.С. Порядина, богатырь айыы. Имя “Юёдюйээн” происходит от слова “үөдүй”, т. е. “возникнуть, зарождаться, плодиться”. Характеризуется как богатырь айыы, предназначенный стать родоначальником племени айыы аймага. Известный на весь мир Ю.Ю. имеет трех красавиц сестер и владеет быстроногим молочно-белым боевым конем. Обладает способностью превращаться в железную иглу, железную щуку, сокола и в простого парнишку. Как и бывает в большинстве сюжетов, излишняя слава превращает богатыря в надменного гордеца, чем и навлекает гнев верхних божеств. Будучи слишком уверенным в себе, освобождает богатыря абаасы, заключенного по велению самого Юрюнг Аар Тойона. Проведя 15 лет в заточении за свой проступок , он отправляется за богатырем абаасы, похитившим его суженую Сыркыстаан Куо. От неминуемой гибели его спасает не удаганка, живущая по соседству, а удаганка Кюёгэлджин, которую он ранее оскорбил своим поведением. Таким образом, в ходе развития действий олонхо Ю.Ю. проходит перевоспитание. В заключении олонхо берет в жены Сыркыстаан Куо, становится родоначальником племени айыы аймага.

© Львова С.Д., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

04

Персонажи нижнего мира

Айаан Куйаан

Имя шамана абаасы в олонхо “Ёлю Юёдэлбэ Бухатыр” (“Өлүү Үөдүлбэ Бухатыыр” – “Богатырь Ёлю Юедюлбэ”) Е.Д. Николаева-младшего, записанного Э.К. Пекарским в 1888 г. Выступает помощником богатыря айыы Богатыря Ёлю Юедюлбэ, что является редким случаем в якутской эпической традиции. В опубликованном тексте подробно обрисованы шаманский костюм, бубен и колотушка. Несмотря на то, что шаман А.К. – одноглазый, одноногий и однорукий абаасы, образ его жизни схож с племенами айыы. Он живет в деревянной юрте, хотя абаасы обычно живут в железном доме, имеет коня Айдаарыкы Чуогур, в олонхо богатыри абаасы ездят только на быках. Слово “Айаан” – ‘шум, тревога’.

© Анисимов Р.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Богатыри-абаасы

Абааһы бухатыыра, главные враги героев олонхо из племени злых чудовищ Нижнего мира. Они всегда нападают на племя айыы аймага Среднего мира, разрушают страну богатыря айыы, убивают и уводят в плен его людей и скот, их имущество. Нападение богатырей абаасы на племя айыы аймага выражается в форме похищения их женщин (сестер, невест, матерей), борьба за них является главной сюжетной коллизией олонхо. Часто похищению женщин предшествует “сватовство” богатыря абаасы за женщину айыы, оно изображается в олонхо как начало враждебного вторжения богатырей абаасы в страну племени айыы. Богатырям абаасы приписываются различные пороки варваров: вероломство, грубость, неотесанность, нечистоплотность, неразборчивость в еде; они представляются каннибалами, что свидетельствует об архаичности этих образов. Они хвастливы, самонадеянны, бахвалятся грубой силой, им неведомы элементарные нормы человеческого поведения: честь и достоинство воина. Их злой природе соответствует внешний вид: это уродливые, одноногие, однорукие, одноглазые циклопы гигантского роста. Их одежда состоит из железа, необработанных шкур животных. Таким образом, в олонхо образ богатырей абаасы изображается в карикатурно-сатирическом и гротескном плане. С этой целью в их портретах и речи употребляются малоизвестные слова и обороты, архаизмы и неологизмы, вошедшие из др. языков, не вполне понятные самим якутам. Это свидетельствует об их иноплеменном происхождении. Как воины они являются достойными противниками богатыря айыы: обладают необыкновенной силой, упорством, мастерством в ведении боев, жестокостью, вероломностью, коварством и хитростью, в то же время они бесхитростны, простодушны, не очень умны, незлопамятны, доверчивы. Богатырь абаасы как носитель зла в конце олонхо обязательно терпит поражение и погибает.

В образе богатырей абаасы наряду с мифологическими представлениями отражены реальные взаимоотношения древних якутов с чужими племенами, с которыми им пришлось вступать в боевые конфликты. В олонхо образ богатыря абаасы представляет собой мифологизированное обобщение всякого зла, которое народ видел на протяжении своей долгой истории.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Бюгюстээн Хара

Сутулый Черномазый, богатырь абаасы, главный противник богатыря айыы в олонхо “Неспотыкающийся Мюлджю Сильный” Д.М. Говорова. Б.Х. был рожден необычным образом. Его мать Старуха Тимир Агыластай после тяжелой беременности разрешается четырехгранной каменной глыбой, а она, в свою очередь, при падении разбивается надвое, из нее выскакивает железный ребенок ростом в три сажени и в обхват – полторы сажени, который с криком начинает бегать взад-вперед по каменному полю. Б.Х. изображен уродливым гигантом. У него уродливая шея в три маховых сажени, “обвязанная железным галстуком”, уродливое лицо со свешивающимся вниз слизисто-зеленым языком длиною в семь маховых саженей, который он трижды обвертывает вокруг шеи. Его назначение – грабить и пускать по миру жителей всех трех миров: верхнего, нижнего и среднего. Б.Х был побежден главным героем олонхо Мюлджю Сильным. Его тело было сожжено, а голова воткнута на шест, поставленный на месте богатырского боя как память о победе богатыря айыы.

Имя Б.Х. упоминается еще в одном олонхо “Джуларытта Дохсун” Е.П. Барашкова, только на этот раз в женском обличии, она мать абаасы Уорда Малаан.

© Анисимов Р.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Илбис кыыса

Илбис кыыһа, дочь духа кровожадности, войны и раздора. Насылает состояние исступления и жестокость на сражающихся. Имеет много эпитетов, изображается в виде чудовищной трехгорбой вороны. В олонхо “Нюргун Боотур Стремительный” П.А. Ойунского дается её полное имя: Высасывающая сгустки крови, вовлекающая в совершение преступления, имеющая рябый хвост и ладони-крюки, разрушающая все вокруг, зачинщица раздора (Хаан өһөх эмсэхтээх, Эринньэ буруй, Эбир кутурук, Лабаа тохтуган, Торҕо түүрэй, Тордуох ытыс, Илбис Кыыһа, иирээн төрдө Тиил-Тилинньэх, Ытыһын таһыйар Ытык-Кыймылыын, Куо-Холбонньой).

© Львова С.Д., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

05

Мифологические животные

Бар Кыыл

Зверь Бар, мифическое животное, полуптица-полузверь в олонхо “Кулун Куллустуур” И.Г. Теплоухова-Тимофеева. Слово “кыыл” в фольклоре означает “тварь (зверь)” и относится ко всему живому, кроме человека и насекомых. В этом смысле слово “кыыл” может употребляться и по отношению к птицам, а не только к зверям. А слово “Бар”, как считают многие исследователи эпоса, происходит от древнетюркского слова “барс” или ”тигр”.

© Винокуров В.В., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Баран-единорог, бык-единорог

Единорог в олонхо – один из мифических архаических образов. В странах Азии, откуда этот образ проник в Европу, ему свойственна глубокая символика. Считается, что прототипом единорога послужило некое вымершее животное (предположительно вид жирафа). На Востоке это животное – добрый вестник, символ долголетия, счастья, одарения потомством и мудрого правления. В Китае его называют лошадь-дракон, он принес на спине волшебную книгу первому легендарному императору Фу Ши, отсюда произошла китайская письменность. В своем традиционном облике единорог похож на большого оленя: тело оленя, волчья морда, лошадиные копыта, волчий хвост, пятнистая шкура, т.е. это гибридное животное (олень+волк+жираф+лошадь). У самца-единорога рог с мягким концом, что делает его непригодным к бою. Отсюда его чистота, благородство и др. превосходные качества. Он избегает наступать даже на насекомых, топтать цветы и травы – отсюда его зигзагообразная походка. Он ходит один, люди видят его очень редко. Появляется он только тогда, когда царят мир, спокойствие и безмятежность. С тех пор как человечество пало в грехи, единорог больше не показывается людям. Живет он тысячи лет, являясь долгожителем, самым благородным и добрым животным. В олонхо единорог представлен в двух видах: баран-единорог, бык-единорог. В древности, когда главной производительной силой были домашние животные, они возвеличивались до уровня божеств. С ними сравнивались цари и божества: “Вот почему когда-то бараньи и бычьи рога были символами величия и власти. Иначе стали бы носить эти рога Александры Македонские, Камбизы, Моисеи, боги цари Нила и Месопотамии”, – писал Г.В. Ксенофонтов.

В Минусинском крае сохранились немногие скульптурные изображения барана, хотя в целом история мало сохранила свидетельств эпохи барановодства. Баран мог быть оттеснен более сильным видом рабочего скота – быком. Период господства барана оставил определенный след в фольклоре бурят и якутов. Напр., общеизвестен редкий мотив бараньих рогов в бурятском орнаменте. Известное место занимает баран в шаманстве. В олонхо в барана-единорога превращаются женщины-богатырки (Емельянов, 1980, сюж. № 53, С.211). В быка-единорога превращаются богатыри абаасы (там же, сюж. № 22, С.107). Эти образы в олонхо связаны с более поздними шаманскими воззрениями.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Баргый Кыыл

Рычащий Зверь, небесный орел, в которого превращается богатырь айыы Дыырай Бэргэн в олонхо “Сын лошади Дыырай Бэргэн” У.Г. Нохсорова. Б.К. встречается во многих олонхо. В “Мюлдью Бёгё” Д.М. Говорова, “Тойон Джагарыма” Т.В. Захарова – Чээбий, “Кыыс Нюргустай Куо” П.Г. Романова –Мыланыыскай и др.

© Борисов Ю.П., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Дракон-змей

Моҕой Кыыл. Мотив змееборства в развитом виде встречается во многих гос. религиях: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае и др. В.Я. Пропп считал, что мотив змееборства возникает одновременно с государственностью, его нет у народов, не образовавших государства.

Змей-дракон является в олонхо главным персонажем среди мифических зверей и чаще связан с врагами племени айыы. Иногда сам богатырь айыы ведет борьбу с богатырем абаасы в облике Огненного змея-дракона. В эпосе духи-хозяева морей, опасных ущелий, горных перевалов часто имеют обличие змея-дракона. Напр., дух-хозяин Огненного моря – наиболее архаический из всех этих змеев-драконов.

Дракон – в фольклоре многих народов мира является персонажем поздним и общим. В основе образа лежит механическое соединение черт нескольких животных, прежде всего пресмыкающихся и птиц. В мировом фольклоре встречаются разнообразные варианты комбинаций, порождающих образ Дракона:

рыба + ящер + крокодил + птица + пантера + лев + козел и т. д.

В этом аспекте дракон – гибридное существо, стоящее в одном ряду с египетским сфинксом и античным кентавром. Мотив змееборства, являясь ведущим в олонхо, связан с богатырями абаасы. Их внешний вид напоминает облик змея-дракона, главный враг Нюргун Боотура Стремительного Алып Хара Аат Могойдоон имеет три головы, шесть ног и рук, чешуйчатую кожу, язык похожий на змеиное жало. Часто в имени самого богатыря абаасы присутствует змеиное начало: Могойдоон от слова моҕой (змей). Со временем рыба, рептилия, пресмыкающееся (змея) начинают принимать птичий облик: появляются когти, клюв, крылья, значит – способность летать. То, что богатырь абаасы, страшного вида железный человек, никогда не теряет своего животного облика,свидетельствует об архаичности этого образа. Помимо сказочных элементов, в его образе со временем появляются и новые черты: руки и ноги приобретают вид боевого оружия(топор, меч), предметы домашнего обихода (железные багры). Это поздние привнесения в архаический образ.

Древний образ змея-дракона как поглотителя из сказок в олонхо сохраняется в образе духа-хозяина Огненного моря,стража переправы, горного ущелья. Генезис этого архаического образа восходит к обряду инициации, когда проглатывание и извергание посвящаемого животным-тотемом наделяют его сакральными знаниями, магическими силами и способностями. В обряде инициации нет змееборства; наоборот, магические знания дает змея, выступающая как символ мудрости, тайных знаний и волшебства. Это дошаманские, ранние представления якутов, отраженные в олонхо в этом образе. Олонхо, являясь в большей степени мифологическим, наделяет всех главных персонажей-богатырей магическими способностями и силами, будь то богатыри айыы или богатыри абаасы. Далее данный образ подвергается деформации. Поглощение в обряде заменяется простым препятствием или испытанием на дальнем пути богатыря. В эпос вносится новый элемент — вместо поглощения герой бросает символическую жертву в пасть духа-хозяина, все еще имеющего облик хтонического змея-дракона, чтобы открыть себе дорогу. Герой олонхо уже не получает магическую силу, а просто преодолевает очередное препятствие. Магический предок-тотем из обряда, проходя стадию облика страшного хтонического чудовища, в олонхо принимает устойчивый образ врага-чудовища абаасы из Нижнего мира. Многоголовость, многоножие персонажа- это атрибут сказочного усиления. В олонхо символика количественного приумножения- явление позднее. Многоголовость — это многократность пасти, как установил В.Я. Пропп, выражает гипертрофию образа пожирания. Мифическая птица Ёксёкю в олонхо имеет 9 голов, одна из них – бессмертная. Девка абаасы – безобразное, иногда многогрудое существо, как ведьма алмас (алмасты) ирано-тюркской мифологии.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Конь богатырский

В олонхо многослойность образа богатырского коня дается в рамках эпической традиции тюрко-монгольских народов. В эпосе существует неразрывная связь между воином-всадником и его боевым конем. Эта связь в олонхо передается через архаические представления о тотемических отношениях между животным и человеком. В олонхо герой сам добывает коня, бросая в середину табуна магический недоуздок, который падает на захудалого жеребенка, превращающегося впоследствии в богатырского коня. В ходе укрощения коня происходит становление самого боотура. При этом аркан в эпосе – универсальное орудие: используется при поимке захудалого жеребенка в табуне, для пленения врага; а плеть служит для управления конем, являясь магическим оружием богатыря. Предназначенный конь маркируется особой божественной мастью: с пестрыми крыланами-отметинами подобно крыльям на передних боках. При быстрой езде эти крыланы имитируют крылья. Кличка коня, как и его масть, является составной частью полного имени богатыря: “Богатырь Хаан Дьаасын на коне Серый-Лев, у которого хвост пургой, грива вихревая, езда разрушительная, шаг глубокий, который на ходу играет шеей” (“Буурҕа аттаах кутуруктаах, халарыктаах сиэллээх, хамсыктаах айаннаах, хардарыылаах атахтаах, хаалдьыгынан оонньуур Хахай-Сиэр аттаах Хаан Дьааһын Бухатыыр”, зап. от И.Д. Данилова, Усть-Алданский улус). Эти эпитеты-определения указывают мощь, силу коня, опосредованно выступая характеристикой и самого богатыря, владеющего таким конем.

Судьба коня неотделима от судьбы богатыря. В олонхо отражены все стороны предназначенности коня богатырю, его объездка, богатое снаряжение, восхваление отличительных качеств и достоинств богатырского коня: быстрота бега, боевая маневренность, выносливость, мудрость и т.д. Помимо этого богатырский конь обладает магическими свойствами: даром предвидения, всезнания, даром речи, предупреждает о грозящей опасности, дает мудрые советы, уносит раненого с поля боя, иногда вступает в битву вместо него и т.д. Богатырский конь в эпосе сильно отличается от других коней. Он – покровитель и советчик хозяина; как животное, конь в быстроте реакций превосходит человека, при этом обладает твердой волей, как человек. В эпосе воспевается боевой союз богатыря и его коня. Богатырский конь в эпосе с рождения имеет отличительные признаки: в гриве и хвосте его – мечи, сабли, острия копий, делающие его особо опасным для врага. В исторических преданиях якутов сохранились сведения о том, что существовали кожаные брони со специальными остриями на груди боевых коней, которыми пронзали во время боя коней противников или самих воинов. Стремена боевых коней заканчивались особыми кинжаловидными остриями спереди и сзади, которые могли поражать врага и его коня. Древние якутские воины и их кони были вооружены с головы до пят, так же, как сплошь закованная в железо тяжелая рыцарская конница средних веков. Судьба боевого коня и героя связаны между собой навсегда. В поединке конь бьется наравне с хозяином. “Как конный народ, в отличие от пеших лесных охотников и оленеводов, якуты вплоть до появления русских сохранили степную кавалерийскую тактику, конный боевой строй азиатских кочевников”. Доминирующая роль боевого коня объясняется значением в прошлом особой роли конницы у якутов во время длительных военных походов. Схватка боевых коней между собой во время сражения в эпосе описывается почти натуралистически, подчеркивая горячий темперамент и злобность породы чистокровных боевых коней Средней Азии.

Богатырский конь – активный помощник в поединке, храбрый и свирепый боец, обладает множеством “военных хитростей”. Маневренность коня, умение увертываться от стрел, ударов, прыжками стряхивать с себя острия пик и стрел, решали исход сражения на поле боя. В эпосе конь обладает этими военными хитростями, хотя этому обучал его сам всадник. Эпический конь – настоящий боевой двойник хозяина, преданный помощник, побратим, соратник, советчик. Эпический конь – это крылья боотура. Для него характерен бег-полет. Сказители олонхо сравнивают бег коня с падающей звездой, с отлетающей искрой, со стрелой, молнией. Мечта о преодолении длинного пути сказалась в чудесной способности эпического коня сокращать расстояния, “пролетая” мгновения. В одном из олонхо сохранился наиболе архаический пласт, когда конь выступает в качестве одного из родителей богатыря (см. “Сын лошади Дыырай Бэргэн”). В зооморфных родителях якутского богатыря (конь-тотем, богиня-кобылица, жеребец-молочный брат) сохранилась связь с тотемным предком. Вещие кони отличаются особой мудростью, всевозможными магическими превращениями, в т.ч. и в различных небесных светил (Большую Медведицу, Плеяды, Венеру и пр.), где образ коня-звезды отражает древний астральный культ у якутов.

© Захарова А.Е., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть

Хотой Айыы

Орел Бог, мифологический персонаж. Другие названия – Сюнг Хаан, Сюнкэн Эрили, Хомпоруун Хотой Айыы. Бог-покровитель птиц. Он воплощается в образе тёмно-сизого орла. Считается отцом орла и жестоко карает человека, убившего орла; иногда дарует людям скот масти “хара джагыл”. Является символом могущественности, власти и силы. Данное божество выступало адресатом в алгысах шаманских камланий, к нему обращались и шаманы.

© Герасимова Л.Н., 2018
© Энциклопедия Олонхо (рукопись), НИИ Олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, 2018

Скрыть