Поистине народный ысыах
“Ыһыах Олоҥхо научил меня любить людей», — поделился со своими выводами один из глав поселений на неформальном итоговом обмене мнениями на Оргкомитете Ыһыаха Олоҥхо в Оймяконском улусе.
Второй молодой глава сказал, что его обычно инертная мама вдруг стала активисткой и подруг подняла. Видимо, сначала хотела помочь сыну, а потом понесло волной общественного подъема.
Так Оймяконский Ыһыах стал поистине народным, куда приехала самая настоящая народная элита общества, преодолев тысячи километров нескольких наземных, воздушных, горных и речных трасс, в том числе легендарной Колымской.
Председатель оргкомитета, заместитель председателя правительства С.В.Местников высоко оценил 16-й Ыһыах Олоҥхо и вручил Благодарности. И я с радостью приняла Благодарность за Концепцию Ыһыаха Олоҥхо и модераторство на дискуссионных площадках.
Ыһыах Олоҥхо достиг цели и в метафизическом, мистическом плане. Директор Института Олоҥхо Руслан Анисимов сказал, что то, что на Открытии Ытык сылгы (сакральная лошадь) выпила на виду у всех священный напиток кумыс, означает, что Алгыс услышан Высшими силами. А до этого ритуала сама сакральная лошадь прошла путь Дугуйдана от Оймякона до Москвы.
Далее пройдут Ыһыахи Олоҥхо в Амге и Нерюнгри. Ими завершается Второе Десятилетие Олоҥхо.
Олоҥхо стал сильным фактором формирования республиканской этнокультурной идентичности якутян. Прошла через такое горнило организации Ыһыаха Олоҥхо почти половина улусов, так что надо продолжать, чтоб сформировать целостную идентичность республиканской нации.
Мечтают провести Ыһыах Олоҥхо северные саха Абыйского, Среднеколымского улусов, они крупными делегациями приезжали прикинуть на себя Оймяконский Ыһыах.
Я предложила внести изменения в Регламент Ыһыаха, ввести Знак «Меценат Ыһыаха Олоҥхо», издать аналитически-иллюстративный итог, представить к государственным наградам отличившихся оймяконцев.
Вдохновляет, что народное искусство становится в центре внимания руководства республики. Как раз вчера, 11 июля, председатель правительства утвердил Концепцию государственной поддержки народных художественных промыслов в РС(Я) до 2033 г. Туда вошла поддержка не только ранее принятых мастеров Уус, но и Иис. Ещё бы мастеров Ас, и получился бы целостный подход Уус-Иис-Ас — к традициям жизнеобспечения в природном экстриме Севера.
Ыһыах Олоҥхо открыл Путь Добра второго столетия Республики Саха!
Ульяна Винокурова