«Оҕо Дьулаах Бухатыыр» — обрядовый спектакль-олонхо
200-летие Мархинского улуса современный Нюрбинский улус отметил постановкой олонхо своего земляка Спиридона Васильевича Петрова-Чыычаах «Оҕо Дьулаах Бухатыыр» .
Музыкальная драма-олонхо «Оҕо Дьулаах Бухатыыр» , поставленная силами творческой общественности, собрала полный зал Саха театра и принята восторженно.
Она мне напомнила колхозную самодеятельность, где мой молодой отец исполнял главные роли богатырей и запевал осуохай. Незаходящее солнце следовало за кругом осуохайа, а кукушка из чащи зеленяющей лиственницы отзывалась нежно пахучим эхом наступающего лета. Нюрбинское олонхо утверждает народный дух через увлеченность, массовость, зрелищность отношений.
События развертываются между 5 богатырями из разных миров. И все они стремятся завладеть женщиной Айыы из Срединного мира.
Новизна этого олонхо состоит в воспевании самоотверженной заботы брата-богатыря о своей младшей сестре. В олонхо переданы отношения двух пар братьев и сестер.
Действительно, старший брат всегда защитит и позаботится. Я по сей день чувствую поддержку своего 80-летнего брата.
Есть якутская ценность: «Саха дьахтар таҥаралаах» (Саха боготворит Женщину).
В этом олонхо три женщины в главных ролях — сестра Көмүс Хоҥоруу, невеста Туналыкы Куо и новорожденная девочка как символ продолжения жизни. При этом они имеют способности возрождаться вновь к жизни на земле Айыы.
Спектакль можно назвать обрядовым, где образы материальных вещей создают символизм саха.
Так, в свадебном обряде благословения обязательно используется формула: «Ааспыты аһатыҥ, тоҥмуту ириэриҥ» (накормите голодного, обогрейте замерзшего). И в спектакле танцуют камельки, зажигается в них первый огонь молодой семьи, и Камелек превращается в Чорон изобилия. Накормили и обогрели!
В Спектакле поставлены пять обрядов. И для из сценического воплощения постановщики и дизайнеры проявили чудеса фантазии с якутской спецификой.
Еще будучи в Нюрбе, я познакомилась с художником -модельером Мариной Андреевой. Она показала костюм Аан Алахчын и предложила высказать свое мнение. Я сказала, что выразительность костюма определяет головной убор. И на спектакле обрадовалась, что рекомендация принята.
В олонхо поставлен ещё один вопрос — за кого предпочтительней выдать дочку замуж? Целый месяц три жениха из разных миров насильно домогаются согласия взять замуж Туналыкы куо. Они кормят мирян объедками.
Они не могут победить саха в силе выносливости и остроте ума. Туналыкы куо просит помощи у Оҕо Дьулаах- Айыы богатыря победить их умом и боевым мастерством.
Отец вроде согласен выдать замуж дочь в чужие края, а мать и брат безутешно сопротивляются, считая, что на чужбине она долго не протянет.
Ситуацию спасает Оҕо Дьулаах — Айыы богатырь. И, возможно, новорожденная дочь в их счастливом браке, является воплощением его погибшей сестры.
И в те стародавние эпические времена наши предки предвидели и предупреждали маргинализацию, чтоб не нарушить преемственность поколений саха. И ответственность возлагали на старших братьев девушек.
Нюрбинцы- достойные потомки смелой и выносливой Ньырбакаан, воспитавшей трех сыновей-родоначальников. Они унаследовали стойкость характера, стремящегося обустроить жизнь на привольной родной земле, свободной от нечисти.
Ульяна Винокурова, фото автора.