Кукушка (кэҕэ) – отрицательный образ в якутской культуре? - Сайт Олонхо
Главная / Журнал / Кукушка (кэҕэ) – отрицательный образ в якутской культуре?

Кукушка (кэҕэ) – отрицательный образ в якутской культуре?

Кукушка в современном мировоззрении саха стала приобретать неоднозначный, негативный образ, нежели чем положительный. Но так ли было всегда? Древний образ кукушки на материале якутского олонхо в сопоставлении с алтайскими, хакасскими, шорскими и тувинскими эпическими текстами изучила Львова Сахая Даниловна, старший научный сотрудник-заведующий сектором «Олонховедение».

Ею обнаружено и систематизировано пять основных устойчивых формул, содержащих образ кукушки и имеющих положительную коннотацию: в них кукушка предстает как символ вечного лета и процветания; как символ плодородия; как предсказатель, предотвращающий несчастье. Описаны варианты конструкций с общим концептом «кукушка-удаганка», представляющие эту птицу как транслятора между миром людей и главным верховным божеством-покровителем якутов Юрюнг Аар Тойоном. При этом образ кукушки тесно переплетен с образом звонкоголосой белой удаганки (айыы дьаргыл удаган). Также выделена группа семантически неоднородных конструкций позднего периода (после 1932 г., начиная с текста П. А. Ойунского), по большей части с отрицательными коннотациями: «шаманская птица», «птица Нижнего мира», «заика» и др. Следовательно, до начала XX в. якутский эпос сохранял исторически более раннюю положительную семантику образа кукушки, не подвергшуюся влиянию шаманизма, народных примет и поверий. «Особый интерес представляют формулы якутского эпоса, в которых удаганка превращается в кукушку и своим кукованием оживляет разрушенное мировое дерево, а также
формулы, репрезентирующие дух слова (речи, сообщения) в образе кукушки <…> в формировании якутской версии образа кукушки ключевую роль сыграла именно удаганская культура, и внесенную ею семантику не смогло затмить даже влияние шаманизма на последующем этапе. На наш взгляд, только определение места удаганской культуры в хронологии этногенеза якутского народа позволило бы прояснить суть этого вопроса».
C научной работой Львовой С.Д. «Тюркская кукушка в олонхо: трансформации и рудименты» можно ознакомиться по ссылке научного журнала “Проблемы исторической поэтики” (Web of Science, Q1):

https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1687192577.pdf

Поделитесь этой страницей