СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ НАРОДА САХА В ОЛОНХО - Сайт Олонхо
Главная / Журнал / СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ НАРОДА САХА В ОЛОНХО

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ НАРОДА САХА В ОЛОНХО

Основной темой одного из ранних текстов олонхо “Өлбөт Бэргэн”, записанного от олонхосута Таттинского улуса Н.Т. Абрамова – Кынат, является сватовство.

В отличие от традиционного сватовства якутов, жених не отправляет сватов-суорумньу. Своенравная Айталыын Куо, младшая дочь родоначальника Баай Харахаан Тойона, увидев во сне своего суженого Ого Тулаайаха, сама отправляет к нему родного брата. За это время к ней сватаются другие богатыри, которым она обещает выйти замуж за того, кто убьет Ого Тулаайаха и привезет его голову. Однако Ого Тулаайах справляется со всеми соперниками, приезжает к родителям суженой и чинно-благородно просит руки их дочери. При этом он не преподносит подарков ни будущей жене, ни её родителям.
Интересно описываются старинные обряды, выполняемые на уруу:
Встреча зятя. Увидев подъезжающего жениха, слуги стелят зеленую траву от коновязи до дверей дома. Парни-слуги принимают поводья коня богатыря и поддерживают стремя, когда тот сходит на землю. Жених садится на почетной кровати с постилкой из белой лошадиной шкуры, и начинается беседа. Отец невесты допытывается: кто такой, как зовут, откуда родом. Жених с почтением отвечает на все вопросы будущего тестя. 
Свадьба-уруу. После согласия и благословения родителей, на месте, где должны проводить свадебное пиршество, стелят зеленых веток. Забивают скот на мясо. Уруу начинается церемонией питья кумыса. Обилие еды, роскошное угощение имеют магическую символику, сулят богатую, счастливую жизнь новой семье. Уруу продолжается семь дней и ночей, в течение которого не угасает веселье, проводятся различные игры и развлечения: борьба, бег, прыжки, конские скачки. Родители невесты устраивают борьбу между зятем и богатырями-гостями. Ого Тулаайах одерживает победу над всеми. В отличие от традиционных уруу, здесь не намечаются танцы оhуохай, выступления известных олонхосутов и сказочников.
Переезд невесты на родину жениха. Когда приходит время отправиться на родину богатыря, Айталыын Куо с подругами решает искупаться в озере. Во время купания её похищает чудовище, и Ого Тулаайах отправляется спасать жену. 
Следующую свадьбу-уруу справляют Өлбөт Бэргэн (сын Ого Тулаайаха) с красавицей Аналджыма Мэнэлджимэ Куо. До свадьбы их благословляют Аан Буурай Тойон и Баай Байанай, наставляют угощать духов дороги, духа огня небольшими подношениями, чтоб задобрить их: на перекрестках они должны класть конские волосы, привязывать гриву. Девять дней продолжается уруу. Здесь больше внимания обращают на подготовку первой брачной ночи. Сначала строят урасу, ставят коновязь-сэргэ, слева от дверей втыкают молодую березу, украшенную конскими волосами. Стелят белую лошадиную шкуру с головой и ногами. Готовят кумыс в больших сосудах из бересты (кэриэн айах, симиир исит). В берестяной хаппахчы, украшенной тальником, ставят кровать, которая должна стать гнездом для ребенка. Постель готовят из шкур соболя, рыси, росомахи и бобра. Варят мясо двухгодовалого жеребенка, отдельно – мясо годовалого жеребенка. Невесту, в одеянии с шестью лунами на спине и с тремя солнцами на груди, сопровождают 80 человек, 90 молодых парней, 80 женщин, а родителей с двух сторон держат 18 человек. Зятя также сопровождают 90 мужчин и 80 женщин. Вся свита ходит вокруг коновязи-сэргэ «с девятью утолщениями между кольцеобразными зарубками», за это время родители благословляют молодых. После обряда все входят в дом, потом родители выходят, оставив молодых вдвоем. 
Молодожены уезжают на родину богатыря только через два месяца. Родители на приданое дочери дарят много скота и табун лошадей. Также за молодыми хозяевами двинулись «девяносто парней словно журавли, восемьдесят девушек словно стерхи». 

Антонина Корякина,

Институт Олонхо.

Эллэй Сивцев кинигэҕэ уруһуйа туһанылынна.

Поделитесь этой страницей