«Хардааччы Бэргэн» олоҥхо-испэктээккэ көрөөччү санаата
Москубаҕа «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» буола турар. Олоҥхо тыйаатыра Андрей Титаров «Хардааччы Бэргэн» олоҥхотунан рок-испэктээги көрдөрдө. Ону көрбүт Ольга Сычева диэн нуучча кыыһа санаатын суруйбутун таһаарабыт. Атын киһи хараҕынан хайдах эбитин, олоҥхону хайдах ылыналларын ааҕыҥ.
Сегодня предложила вниманию зрителей якутскую рок-оперу Олонхо-театра «Хардааччы Бэргэн» на основе эпоса Олонхо.
Перед началом спектакля на сцену вышел режиссер Андрей Борисов и объяснил, что у них, у якутов, вместо аплодисментов в моменты восторга принято громко кричать «Но!» с разными интонациями. Зал продемонстрировал обучаемость, спектакль начался.
Поскольку в зале было довольно много якутов, во время действия слышны были как аплодисменты, так и громкое протяжное «но!». Случилось объединение разных народностей, воистину, вызвавшее улыбку и радость, будто зрители превратились в детей-озорников, покричать в театре-то!
С якутским эпосом я не так уж знакома, хотя в детстве на сборных праздничных концертах якутские пляски с бубном под горловое пение видела. И фильмы якутские прекрасны!!
И всё же не поняла, это такой эпос с юмором, или режиссер Андрей Борисов так поставил, что было и страшно, и смешно.
Теперь перехожу к сторителлингу.
История очень своеобразная! Главный герой, тот самый Хардааччы Бэргэн (ХБ), получает от богини Аан Алахчын магическую субстанцию «Юрюнг илгэ» (энергию природы), проще говоря, фонарик на веревочке.
У главного героя ХБ есть волшебный конь, с которым ХБ красиво и активно скачет по горкам-пригоркам. На сцене два наклонных подиума, которые вращаются по кругу, по ним мечутся два якутских артиста, создавая мощную динамику движения.
ХБ с конем — жители Серединного мира, типа, человеческого, обычного.
Есть ещё Мир Верхний и Мир Нижний. Понятно, в Нижнем всякие демоны, но у якутов в Верхнем мире тоже полно злодеев! Главный злодей Верхнего мира абаас Тимир Дьигистэй (ТД) сотоварищи прилетает сверху на … летающей тарелке. На заднике сцены периодически возникают видеопроекции, то какие-то останцы (каменные фигуры, созданные ветрами), то природа Якутии, то та самая летающая тарелка, которая «садится» на сцену, из купола выскакивают воинственные страшные люди, орут, кричат, размахивают руками, оружием и всячески пугают зрителей, пробегая по проходу зала.
«Да уж, с якутами лучше не связываться, лучше дружить», — подумала я.
С самого начала на сцене были преимущественно мужчины.
«А как же без любви?» — Опять подумала я.
Любовь в якутском эпосе оказалась тоже своеобразной.
На сцене появились две женщины, молодая и постарше. Та, что постарше, стала что-то говорить той, что помладше. Спектакль шел на якутском языке, наверху замирали титры с переводом на русский. Титры были то немногословные и крупные, то многословные и мелкие, так что приходилось напрягать зрение, поэтому иногда я не верила своим глазам.
Постарше — мать красавицы Туналыкаан Куо (ТК) «с косами в девять саженей» (косу в 20 м длиной сколько лет надо растить, задумалась я, не так уж и молода молодая).
Сметливая мать такого сокровища говорит своей дочери, мол, сейчас появится юноша Хардааччы Бэргэн, ты уж, милая, приласкай его и положи рядом с собой.
Туналыкаан Куо остается одна в недоумении и задает риторический вопрос залу: «Приласкать? Это как?» Зал ответил понимающим смехом.
Тут прибегают ХБ с конем, конь активно намекает ХБ, мол, девушка заждалась, и исчезает, оставляя их наедине друг с другом.
ХБ бросается к ТК, прерывая её попытки поболтать страстным поцелуем, проще говоря, затыкая на полуслове рот (настоящий мужик!) и переходя к активным действиям, после чего они быстро скрываются за куполом летающей тарелки с явным желанием соединиться. И правильно, чего быка за рога тянуть. Она привлекательна, он — чертовски привлекателен.
«Как у якутов все прост»о, — подумала я.
Тем временем злой абаасы ТД из Верхнего мира решает завладеть фонариком с энергией природы, а уж заодно и прекрасной ТК.
Про ТК не раз красиво пели, что у неё груди торчком, а косы в девять саженей длиной. Таковы критерии женской красоты в Якутии.
Якутская Харита Игнатьева Огудалова видит злого абаасы ТД, предлагает свою дочь и ему. Раз уж первый зять и фонарика лишился, и сам куда-то пропал, а тут дочь на сносях, кто детей растить будет.
Отказываться злой абаасы не собирается. Видимо, в те времена в Якутии было неравное соотношение мужчин и женщин. В спектакле либо шаманки, которые не вызывали интереса у многочисленных мужчин, либо одна на всех Туналыкаан Куо.
Пока муж и потенциальный отец двоих детей (УЗИ, видимо, в Якутии уже тогда были в чести, сразу определили, что ТК понесла двойню, мальчика и девочку), лишенный волшебной энергии/фонарика бегал от злодеев и черной шаманки Алып Сэгэйээн, злой абаасы ТД таки подкатился со своими желаниями к бедной беременной ТК.
Вместо ожидаемого в её положении сопротивления будущая мать ТК, буквально, на сносях, вдруг заявляет похотливому злодею и ублюдку (так было в титрах! ), мол, я тут скоро разрешусь от бремени, а как рожу двойню, так ты через 3 дня приходи ко мне, ляжем мы с тобой, а с детьми делай, что хочешь, ибо воля твоя будет.
Ничего себе, подумала я опять, как у них там все просто, как в природе.
Злодей обрадовался, сообщил будущей матери, что сожрет её детей и овладеет их силой, типа, станет лучше прежнего. А пока заточил бедную женщину в дебрях железного леса.
Но не все коту масленица. У нашего героя якутского эпоса Хардааччы Бэргэн есть своя удаганка, небесная шаманка Айыы Умсуур, которая и коня на скаку, и в горящую избу, наш человек: она наделяет своего подопечного особой силой, заодно забирает души нерожденных деток, превращает их в небесных воинов, дабы помочь папке победить темные силы космоса.
Пришельцев папаша и подросшие близнецы победили, знамо дело. Но за это время бедная роженица с косами в девять саженей умерла и усохла, остались только белые кости. Однако заботливая удаганка притащила нашему герою ХБ тот самый талисман-фонарик, тот посветил на свою любимую женщину/мертвую царевну, она скинула саван и воссоединилась со своим любимым. Ура! То есть «Но!!» и аплодисменты.
Получается, победительница-таки женщина! Небесная удаганка Айыы Умсуур, что бы без неё было? Уж точно, мы не смотрели бы такой замечательный спектакль.
Обрамляют всю эту национальную историю в начале и в конце спектакля картины с парнем на велосипеде: это рок-музыкант, находящийся сначала в творческом кризисе, репетирует в сельском клубе с местной рок-группой, но в конце, вдохновленный путешествием в мир Олонхо, радостно исполняет песню о любви и счастье.
По краям сцены сидели музыканты, исполнявшие музыку на современных и старинных якутских инструментах. Звучание было интересным.
Спектакль короткий, всего час 20. Артисты были одеты в красивые костюмы, играли воодушевленно, пели замечательно, и свое горловое пение тойук продемонстрировали во всей красе.
Артист, исполнивший роль Коня, ещё и очень аутентично ржал, простите.
Прям СаунДрама по-якутски получилась.
Спектакль задорный, поразил содержанием, открытием глубинной якутской натуры, зарядил энергией какой-то детской доброты и открытости. Смеялась до слёз! Зал принял артистов горячо!
Режиссер спектакля Андрей Борисов сказал теплые слова и про сказителя-олонхосута Андрея Титарова, и про артистов, и про то, что трудно было представить, что их спектакль покажут в Москве на такой сцене.
Как-то по-простому, по-доброму всё было. Наравне с воинственностью (реально было страшно ) в якутском характере есть и наивность, и доброта, и открытость. Это я не только после спектакля, а на почве ещё и просмотра якутских фильмов говорю. Мы мало знаем про якутов, а нам как повезло, что они — наши, россияне. Правда.
Как я благодарна Биеннале театрального искусства, что организаторы привезли этот спектакль в Москву! Получила эстетическое наслаждение! В данном случае прекрасный урок режиссуры, деликатно совместившей страшные сцены и юмор, национальный эпос и современность, показавший простую и интересную сценографию, тоже с юмором сделанную, хотя видно, что по принципу «голь на выдумки хитра», это так здорово смотрелось! Великолепный спектакль!!
Думаю, кого же выборщики Биеннале ещё присмотрят на будущий год.
Ольга Сычева
18 ноя 2024 в 6:55