Развитие ценностного потенциала на основе олонхо
Сегодняшнее общество очень сложно. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка.

Одним из путей воспитания человека-патриота является воспитательная система, которая включает в себя последовательную этнизацию содержания, методов, форм, и процесса дошкольного и семейного воспитания.
Использование народной педагогики-педагогики олонхо дает педагогам формировать нравственные человеческие качества, представления о закономерности развития и единстве окружающего мира у ребенка. Педагогика олонхо-это система народных методов и приемов, традиций воспитания человека; национальная культура, отраженная в художественной форме. Воспитательные ценности заложенные в эпосе не потеряли своей значимости в современную эпоху и остаются наиважнейшими. Величие олонхо заключается не только в том, что оно воплотило в художественных образах прогрессивные идеи и по мысли народа, но и в том, что оно показало пути воспитания человека.
На сегодня мы педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей практической деятельности все больше и больше обращаемся к народной педагогике. Широко используем в работе с детьми традиции, игры, обычаи, обряды, народные праздники, а также делаем, мастерим традиционные игрушки из тальника, костей рыб, крупного рогатого скота.
В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение языка, норм и ценностных ориентаций национальной культуры. В семье и дошкольных учреждениях национальная культура становится средой, где происходит естественное духовное и нравственное развитие ребенка.
Основным педагогическим условием, механизмом внедрения олонхо в систему образования является развивающая среда, в котором дети знакомятся бытом, играют в народные игры, знакомятся учат слова, отрывки выступают перед родителями, участвуют в конкурсах.
Создание развивающей среды олонхо включает:
*условия для жизнедеятельности детей, где ребенок живет естественной жизнью, соблюдая обычаи, обряды, праздники , традиции народа;
*условия для естественного восприятия родной речи, то есть-умение слушать олонхо, где раскрывается красота, звучность, поэтичность родной речи;
*условий приобщения к этическим нормам общения человека с природой, со взрослыми, сверстниками на примере героев олонхо.
Воспитывающая функция олонхо разнообразна, в нем отображена борьба за честь и справедливость, уважение и любовь к старшим, любовь к женщинам и детям, благородство и героизм богатырей в борьбе за свободу и любовь к родному очагу. Олонхо богата воспитательными идеями, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность, также огромно значение олонхо в привитии детям таких качеств, как любовь к родине, к родным местам.
Как показывает практика изучение содержания эпоса олонхо и приобщение детей к его ценностям не осмыслено ни психологически, ни дидактически.
Сегодня духовно-нравственное воспитание детей актуализирует преимущественно объективную составляющую ценностей как ориентиры созидающей личности и нацелено на развитие объективной составляющей духовного «Я», то есть на нравственность, предполагающую формирование в ребенке общей культуры поведения в конкретном обществе. Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте содержание образования должно быть открытым для формирования позитивных взглядов ребенка на мир. В этом возрасте ребенок познает действительность, и его связь с миром осуществляется преимущественно на эмоционально-когнитивном уровне. Таким образом, олонхо является энциклопедией мудрости…
Гуляева Марфа Михайловна, воспитатель МБДОУ ЦРР «Сулусчаан»