У саха Божество - Женщина - Сайт Олонхо
Главная / События / У саха Божество - Женщина

У саха Божество — Женщина

Я опишу один свой день — прямо как в «Одном дне Ивана Денисовича» А. Солженицына. Куда уж я замахнулась! Итак, один день простой женщины-пенсионерки.

15 апреля 2025 года, вторник

7:30 ч. Участие в прямом эфире на телеканале НВК «Саха» в передаче «Саҥа күн» («Новый день») по случаю 75-летия со дня рождения моего покойного мужа, народного писателя Якутии Егора Неймохова.


Приехали его земляки — молодые руководители села Мегино-Алдан Томпонского улуса: глава наслега Юрий Юрьевич Комиссаров, заместитель главы Олимпиада Афанасьевна Колодезникова.

Утром пришли на студию. Я рассказала об Егоре, а земляки — о мероприятиях, которые проводятся к 75-летию Егора Петровича. В Мегино-Алдане, в родном наслеге Егора Неймохова, этот год объявлен Годом Егора Неймохова, и работа ведётся планово.

Всего-то 7-8 минут эфира, а я всю ночь не спала — волновалась. Вроде прошло нормально, отзывы были хорошие. Особенно зрителям понравились молодые руководители — их высокий уровень, интеллект. Я очень за них рада: действительно, хорошие, креативные руководители.

8:00 ч. Должна была идти на зарядку в Спортивный центр «Самородок», но опоздала.

11:00 ч. Вместе с мегиноалданцами побывали в Министерстве культуры и духовного развития РС(Я) — уточняли план юбилейных мероприятий в честь Егора Неймохова.

Вечером — спектакль в здании Саха театра им. П. А. Ойунского. Постановка Театра Олонхо «Кыыс Дэбилийэ» в режиссуре Степаниды Борисовой.


Билет взяла у сестры, народной артистки Зои Багынановой. Обычно спектакли начинались в 18:00 ч., поэтому я приехала заранее на такси, чтобы не опоздать. Оказалось, начало в 18:30.

Весь театр украшен празднично: портреты, сценические костюмы, выставки, посвящённые народной артистке РФ и РС(Я) Степаниде Ильиничне Борисовой.

На втором этаже — большая карта мира, разложенная прямо на полу. На ней отмечены города, где она побывала с гастролями. Рядом стоит её чемодан. Впечатляет масштаб её маршрутов, размах творческой деятельности.

Подарили книги, сразу же началась автограф-сессия. Большая очередь.
Сначала взяла автограф у В.А. Чусовской — лауреата Государственной премии им. П. А. Ойунского, кандидата философских наук, доцента АГиКИ, члена Союза журналистов России. Она написала книгу « Я хочу свободно летать и петь!» — очерк о творчестве к 75-летию народной артистки России и Якутии С.И. Борисовой.

Потом очередь дошла до Степаниды Ильиничны. Я-то её давно знаю — она сразу после окончания Щепкинского училища вместе с мужем Андреем и Натальей Петровой жила у моей сестры Зои, в деревянном доме на улице Каландаришвили. А я тогда приехала на каникулы из Хабаровска. Молодые были, помню, даже отмечали окончание учёбы. Потом ысыах театра…
Те дни остались в памяти как очень светлые, яркие, солнечные.

Степанида хотела подписать «Марии», но я сразу поправила: «Музею Е. Неймохова».

Зашли в зал. Четвёртый ряд. Я сижу между Ириной Михайловой и Александром Борисовым из Саха театра.

Театр Олонхо — детище художественного руководителя Саха театра им. П. А. Ойунского Андрея Саввича Борисова. К сожалению, я была на спектакле этого театра только один раз. Это была постановка «Дьырыбына Дьырылыатта» в режиссуре ныне покойной заслуженной артистки РС(Я) Матрёны Корниловой. Это было нечто! Как она создала этот спектакль?!

Сценография — невероятная: верёвки свисают с потолка, и они становятся то Срединным, то Верхним, то Нижним мирами. Герои полностью разрушили мои прежние стереотипы. Абаасы Кыыс — красавица, соблазняет всех, в том числе богатыря Срединного мира, которого играл мой любимый певец Саарын. В белой одежде, красивый, весь из себя положительный герой — и вдруг говорит неправду, соблазнённый красавицей-Абаасы! Я была очень удивлена такой режиссёрской трактовкой М. Корниловой.

Другого богатыря, тоже попавшего под чары красавицы-Абаасы, всё время спасает его верный конь. Коня великолепно сыграл Айсен Лугинов. Сейчас я рада, что тогда успела при жизни выразить Матрене своё восхищение, своё впечатление. А вот не написала — и жаль.

Ну вот, теперь о новом спектакле «Кыыс Дэбилийэ», где играют молодые артисты Театра Олонхо.
Какие у них голоса, какая пластика, какие движения!.. Мне очень понравились.
И трактовка олонхо впечатляет: здесь нет железных богатырских доспехов, мечей-батыйа, нет коней. В сценографии отсутствуют привычные атрибуты — деревья и тому подобное.
Только большое круглое белое полотно, которое становится то облаком, то путём, соединяющим три мира.

Сказитель-олонхосут повествует о сотворении Срединного мира. Дева-абаасы Сарахана Кюкеник обосновывается в этом мире и похищает троих новорождённых — из Верхнего, Срединного и Нижнего миров. А я подумала: а вдруг она сама рожала?.. Из полотна, через отверстие в центре, появляется первый парень — кувыркаясь, перекатывается к земле. Затем выходит второй — почему-то с усами. Третий парень появляется ногами вперёд, еле-еле.
У всех  светлые штаны, голый торс, и у штанов  длинный белый ремень, который Дева Абаасы обрезает, как пуповину.

Она подаёт пальцы, которые жадно сосут новорождённые парни, и каждому даёт имя: дитя Верхнего мира — Күн Эрили, дитя Срединного мира — Ургунюк Ботур, дитя Нижнего мира — Дыгыйдан Бэгэ. И всё это в движении, в пластике, с великолепным пением тойук. Хореография  отличная. Девочки-Абаасы такие красивые, поют и танцуют великолепно.

Дети, выращенные Девой Абаасы, конечно же, получились с дурными наклонностями. Двое из них нападают на Чугдан Ботура  и терпят поражение. Тогда они зовут на помощь брата  Дыгыйдана Бэгэ, и тот уже побеждает Чугдана.

Вот тут интереснейшая трактовка олонхо.
Дыгыйдан Бэгэ с красной полоской на чёрных волосах, похожей на петушиный гребешок, появляется на сцене, виляя бёдрами, прямо как «голубой» наших времён. А богатырь-то наш привык сражаться с воинами, а не с женоподобными противниками… Может, потому и проиграл. Ведь у якутов женское божество.


Я вспомнила рассказ Егора о поединке Героя Советского Союза Фёдора Матвеевича Охлопкова во время Великой Отечественной войны. Прославленный снайпер, уничтоживший 429 фашистов, а с пулемётом, по американским подсчётам, около 1000, однажды не радовался победе. Специально для него из Германии выписали снайпера. В таких поединках побеждает самый выносливый.
Оба лежат, не двигаясь. Охлопков, якут, привычный к холоду, трое суток пролежал, ел снег, не шевелился. Снайперы такого ранга не промахиваются. И вот днём в лесу вдруг блеснул оптический прицел. Он выстрелил — и с дерева падают белокурые волосы. Оказалась женщина. Привязала себя к стволу дерева с густыми ветвями — её не видно. Вот она, хитрая, чисто женская логика, ум. А Фёдору стало не по себе — женщину убил… Но думать было некогда. Он сразу убежал, а место, где он лежал, немцы сравняли с землёй миномётным огнём. Из-за своей шустрости и ловкости Фёдор Охлопков остался жив, вернулся домой. С супругой родили и воспитали десятерых детей.
Два Героя в одной семье.

Действительно, у якутов рука не поднимается на женщину — на своё Божество. Вот и этот худенький парень победил большого богатыря. Мне кажется, в этом эпизоде режиссёр заложил глубокий философский смысл, даже предупреждение, если хотите. Западная культура всё глубже проникает в наше общество, хитростью, лжеценностями, яркой мишурой пытается соблазнить, захватить умы молодёжи.

Чугдан Ботур просит помощи у Кыыс Дэбилийэ — защитницы Айыы Аймага. Она вместе с сестрой из Верхнего мира Ан Ахталыйа, и с Чугданом Ботуром отправляется на битву к горе Болак.

Кыыс Дэбилийэ просит у духа войны Илбис покровительства. Как же без этого — обязательно должно быть благословение.

Следует великая битва между богатырями Нижнего мира и воинами Айыы Аймага. Побеждает Кыыс Дэбилийэ. Она очищает от скверны приёмных детей Девы Абаасы Сарахана Кюкеник. Богатыря Күн Эрили она отправляет в Верхний мир.

Зовут удаганку Айталын, чтобы очистить и благословить Срединный мир. А богатырь Срединного мира Ургунюк Ботур женится на сестре Чугдан Ботура, прекрасной Хачылан Куо.

Кыыс Дэбилийэ, благословив жителей Срединного мира, отправляется в Верхний мир.

Вот такой сюжет. Глубокий, красивый, многослойный.

Новая трактовка мне очень понравилась. Без всякого оружия, только движением, пластикой, если хотите, танцем передаётся весь конфликт, жар, кровопролитие, возможно, великой битвы.
И, конечно же, пением. От этого восприятие олонхо ничуть не проигрывает, ведь весь спектр страстей доносится до зрителя через голос и тело. Получаешь чисто эстетическое наслаждение.

Только вот — все герои в светлой одежде, и мне, пожилому зрителю, было трудно понять, кто есть кто.


Раньше в олонхо всё было чётко: богатыри Нижнего мира — в тёмном, клыкастые, с когтями, с безобразными лицами, с устрашающим оружием. Богатыри Верхнего мира — в светлом, возвышенные. Ботуры Срединного мира — в богатырских доспехах, с остроконечным головным убором, крыльями по бокам, сверкающими мечами-батыйа. Сразу было видно, кто с кем и как сражается.

Мне кажется, можно было бы ввести какую-то деталь, чтобы обозначить принадлежность к мирам.
Ну, например, клеймо Абаасы для Нижнего мира, печать Ботура для Срединного, лик светлого богатыря для Верхнего. Хоть какую-то отличительную черту.

Но это никак не смазывает моего личного восприятия. Молодцы артисты Театра Олонхо — спасибо за этот мощный вечер! И, конечно же, все дифирамбы нашей великолепной Степаниде Ильиничне Борисовой, режиссёру этого таинства, этого волшебства — олонхо «Кыыс Дэбилийэ».

В первой постановке этого олонхо в Сахатеатре им. П. А. Ойунского играла моя сестра Зоя Багынанова. Она исполняла роль одной из Абаасы. В этом ей, как ни странно, помогли её ноги…
Её тонкие, как спички, ноги. В огромных башмаках торчали эти тонюсенькие ножки — наверное, зрелище было неординарное, даже комичное. Видимо, именно это и подметил режиссёр Андрей Борисов. Тонкие ноги — моя боль. Как я мечтала всю жизнь, чтобы у меня были полные, пусть даже кривые ноги! А вот на олонхо ноги сестры пригодились. Кто бы мог подумать…

А наша Елизавета Потапова в «Кыыс Дэбилийэ» исполняла роль Ан Ахталыйа. На показе спектакля в Москве зрителям понравилось ее пение кылысах — весь зал рукоплескал, о чем по приезду из Москвы говорил сам А.С. Борисов на общем собрании театра.

После окончания спектакля, восторженные зрители поздравляли Степаниду Борисову с 75-летним юбилеем.


Её супруг — народный артист РФ и РС(Я), Государственный советник Ил Дархана РС(Я) Андрей Саввич Борисов — вёл это торжественное мероприятие, комментируя каждое выступление.
Как же хорошо, что у нас, у народа Саха, есть такие деятели искусства, которые всю жизнь бок о бок, не жалея сил, развивают культуру и искусство своего народа.

Вся сцена была заполнена их учениками, артистами разных театров. Море цветов, поздравлений любимой артистке…
А я, воодушевлённая, вдохновлённая этим вечером, пошла домой.

Вот так и закончился мой насыщенный, яркий день.

Мария Неймохова

19.04.2025 г.

Фото, видео — автора, ТГ-канал «Сахатеатр»

Поделитесь этой страницей